|
Джон Фредриксен родился в рабочем пригороде Осло в 1944 году в семье сварщика. Он, конечно, и близко не стоял с принцами голубой крови норвежского судоходства.
Первой его работой в судоходстве стало брокерство, перевозки рыбы из Исландии в Гамбург. После коротких остановок в Канаде и Нью-Йорке в конце 60-х он перебрался в Бейрут. Там он занимался тем, что вывозил сырую нефть из Саудовской Аравии и Ирака, а обратно ввозил очищенные нефтепродукты. Достаточно быстро он стал признанным специалистом в нефтеторговле, зная тонкости дела и очень хорошо чувствуя рынок.
К середине 70-х судоходство находилось в полосе глубокого кризиса. Из-за арабо-израильской войны 1973 года цены на нефть улетели в стратосферу, спрос на крупнотоннажные танкеры практически исчез, и многие судовладельцы разорились. Фьорды Норвегии были забиты стоявшими на приколе танкерами. Фредриксен увидел в этом свой шанс и стал брать эти танкеры в лизинг, а позже скупать на корню.
В 80-х Фредирксен был одним из тех немногих, кто продолжал экспорт иранской нефти во время ирано-иракской войны, гоняя танкеры через Персидский залив с терминала острова Харг. Причем этот терминал говорят был выделен в особую цель для иракских ВВС лично Хуссейном. Фредриксен говорит, что три раза его танкеры поражались иракскими ракетами.
А сам Фредирксен в это время любил закатить вечеринку в фешенебельном Theatre Cafe в Осло. Причем его столик острословы прозвали Остров Харг. Но это отнюдь не означает, что Фредриксен наживался, так сказать, на поте и крови своих моряков. Он работал больше, чем кто-либо в его компании, проявляя невероятную работоспособность. Когда он отправлялся в командировки, с ним всегда были три брокера – один отдыхал после последних суток, другой работал, третий готовился к ночной смене. При этом в деловом мире Норвегии он старался не выделяться, держался в тени и даже отрицал владение своими судами – мол, они не его, он действует от имени и по поручению желающих оставаться неизвестными владельцев и инвесторов.
В 1985 году он перебрался на Кипр, соблазненный благоприятной деловой атмосферой острова, низкими налогами и репутацией центра судоходства. «В Норвегии вообще уже делать нечего» - прокомментировал Фредриксен свой уход. Он резко раскритиковал как крайне неблагоприятный налоговый режим, так и чехарду правил и законов. В 1986 году правосудие Норвегии обвинило Фредриксена в мошенничестве. Согласно обвинениям его танкеры использовали на переходах груз, нефтепродукты в качестве топлива. Полиция Осло обыскала его офисы. Через несколько дней он лично объявился в Осло, и часть обвинений была снята за недоказанностью. По части более мелких он выплатил штрафы. «Это все завистники» - говорит Фредриксен – «мой успех не дает им покоя».
В 1996 году Фредриксен вышел из тени и лично купил шведскую публичную компанию Frontline. В скором времени он превратил ее в гиганта.В 1996 году компания владела семью танкерами. К 2001 году их было уже 70, а сейчас Frontline стала крупнейшей в мире танкерной компанией, владеющей 86 судами. Через год после покупки Frontline он решил поглотить шведскую танкерную компанию ICB Shipping, но его стиль шокировал шведов. Он публиковал объявления о приобретении компании на разворотах шведских газет, гневные письма в адрес руководства ICB Shipping, беспощадно прессовал владельцев акций. Два года шла борьба, и, в конце концов, компания попала под его полный контроль.
Фредриксен тем временем не стоял на месте. Он достаточно рано понял, куда дует ветер, и катастрофа однокорпусника Erika в 1999 году не застала его врасплох. Фредриксен стал одним из первых в мире судовладельцев, поставивших на скорейший переход на двухкорпусники и выигравших по-максимуму. В 2002 году Фредриксен будучи миллиардером купил в лондонском квартале Челси особняк Old Rectory, принадлежащий ранее судовладельческой греческой семье Ангелопулос. Сделка составила за 38 миллионов фунтов. Это была одна из самых дорогих сделок с недвижимостью в Лондоне, а особняк знаменит в первую очередь своей историей. В его саду планировалось сражение при Ватерлоо.
Фредриксен не работает исключительно и только в секторах шельфа и перевозок нефти. Его бизнес включает в себя рыбоводство и торговлю нефтью. Его империя владеет балкерами и газовозами, шельфовыми снабженцами и компанией по скупке долгов.
Одним из самых его смелых шагов, без сомнения, было решение не просто выйти на рынок шельфового бурения, но и при этом вложиться в строительство глубоководных платформ. В июне 2005-го, через месяц после создания компании Seadrill и превращения ее в публичную, он заказал две полупогружных платформы для работы на больших глубинах. Одну стоимостью 394 миллиона, другую – 490 миллионов долларов. Все смеялись, и никто не верил в реальность предприятия.
Эти платформы поражают своими размерами – больше, чем футбольное поле. Они поддерживаются погружными понтонами и могут работать на глубинах до 3000 метров. Системы динамического позиционирования удерживают их в точности над скважиной. Стоимость платформ такого типа в настоящее время составляет около 655 миллионов долларов. Seadrill подобна своему хозяину. Компания стремительно и агрессивно развивается, отвоевывая на рынке все большую долю. Рыночная стоимость компании выросла с 200 миллионов долларов в 2005 году до сегодняшних 10.5 миллиарда. Она как мощная молодая акула, теснит или заглатывает конкурентов.
Одно из самых отчаянных приобретений - это поглощение крупной норвежской буровой компании Smedvig ASA в январе 2006-го. Американский конкурент Smedvig ASA, компания Noble Corp, владела 30 процентами Smedvig ASA. Однако пираты Фредриксена скупили большинство акций и вынудили американцев продать свою долю.
В настоящее время Джон Фредриксен – самой значительный владелец нефтяных танкеров, которых у него более семидесяти штук. Кстати его танкеры считаются наиболее безопасными в экологическом и прочих смыслах.
Он был бы самым богатым норвежцем, если бы не сменил в 2006 году гражданство. В настоящее время он гражданин Кипра. Джон вдовец, воспитывает двоих детей – близняшек Катрин и Сесиль. Коллекционирует классические произведения норвежского искусства. По слухам отверг очень выгодное предложение Абрамовича о продаже знаменитого дома Old Rectory в квартале Челси. Имеет дома на Кипре, в Осло, в Марбелле. По данным журнала Forbes, в списке богатейших людей планеты он на 113-м месте с 8-мью миллиардами долларов.
Редакция Prompages.ru
|
|