|
Состояние российской нефтеперерабатывающей промышленности не отвечает современным требованиям, часть оборудования морально устарела и изношена, а мощности используются неэффективно — так можно резюмировать отчет Ростехнадзора, представленный правительству в октябре текущего года. Совместная проверка Ростехнадзора, Росстандарта, ФАС и чиновников Министерства энергетики была проведена в рамках федеральной программы переоборудования крупнейших российский нефтеперерабатывающих заводов.
Инициатором проверки 23 заводов стал Ростехнадзор — федеральная служба, надзирающая за соблюдением правил эксплуатации промышленного оборудования на «опасных» предприятиях, инструментами контроля над которыми служат лицензии Ростехнадзора и разрешение на применение технических устройств, выдаваемые сроком на 5 лет.
Результатом рейда стало 5 700 выявленных нарушений. Печальный «рекорд» принадлежит заводу в Новокуйбышевске, находящемуся в собственности компании Роснефть. Здесь выявлено почти 700 отклонений от требований, которые диктует разрешение на применение Ростехнадзора. Чуть меньше — 668 и 568 нарушений было обнаружено на заводе в Омске (Газпром нефть) и в Самаре (Роснефть) соответственно. Замыкают пятерку самых проблемных предприятий завод ЛУКОЙЛ в Перми (501 нарушение) и Газпром в Салавате (491 отклонение от стандарта).
При этом помимо мелких и незначительных отклонений были обнаружены и серьезные нарушения промышленной безопасности, чреватые угрозой не только для технологического цикла, но и для экологии и жизни людей. На некоторых заводах эксплуатируется оборудование, выпущенное еще в 60-х годах прошлого века, а технологические процессы требуют срочной модернизации. Помимо явных нарушений норм и условий, которые диктует разрешение на применение Ростехнадзора, использование устаревшего оборудования чревато и экономическими последствиями.
Так, судя по отчету Ростехнадзора, загруженность мощностей на большинстве заводов не превышает 89%, а показатели вторичной переработки с целью получения светлых нефтепродуктов — автомобильного топлива, авиационного керосина, ДТ — оказались еще ниже: от 73 до 87% от максимальной мощности. Отметим, что сегодня загрузка мощностей ниже 90% считается недостаточной и нерентабельной.
Большинство нефтеперерабатывающих заводов не стали опротестовывать результаты отчета, заявив о том, что все мелкие нарушения будут устранены в ближайшее время, а более масштабная реорганизация и реконструкция будет осуществлена к 2015 году, когда по планам Ростехнадзора будет осуществлен переход на выпуск бензина категории Евро-5.
|
|