|
По мере роста нефтяных цен все более напряженным становится поиск альтернативных видов топлива для автомобилей. Передовые страны соревнуются в совершенствовании электромобилей, все сильнее разбавляют бензин биоэтанолом, разрабатывают водородные двигатели. Россия тем временем продолжает сжигать в факелах самое доступное в наших условиях альтернативное топливо-попутный нефтяной газ (ПНГ).
Правда, в последние годы под давлением со стороны государства энергетические компании значительно уменьшили процент сжигания газа. В 2009 году правительство предписало всем нефтедобытчикам довести долю использования ПНГ до 95% к 1 января 2012 года. Впрочем, по оценкам Минприроды, на такой уровень удастся выйти лишь к 2015 году, а пока сжигается порядка 18% попутного газа. Хотя нарушителям грозят штрафные санкции.
Кстати, прецеденты таких штрафов уже есть. Например, весной «Ваньеганнефть», работающая в Ханты-Мансийском автономном округе, была оштрафована на 600 тыс. рублей за нарушения при утилизации ПНГ. Природоохранная прокуратура установила, что в прошлом году компания использовала лишь 78,5% ПНГ при установленных в лицензионном соглашении 95%, а остальное сожгла.
Так что нефтяники вынуждены тушить факелы и находить хозяйственное применение ПНГ. Серьезно заинтересовать нефтяников в переработке ПНГ может активная газификация автопарка. Вообще, на газе автомобили ездят давно, но более-менее заметной доля таких машин стала в последние десятилетия, на фоне участившихся нефтяных кризисов. Всего в настоящее время в мире насчитывается порядка 27 млн. машин, работающих на газе или оборудованных газобаллонной установкой. Впрочем, Европа еще может взять реванш: согласно рекомендациям ЕЭК ООН, к 2020 году 10% европейских авто должны работать на газе. Эксперты прогнозируют, что к 2030 году общее число таких машин в мире превысит 100 млн. штук.
Сейчас основная часть «газомобилей» использует пропан-бутан, а остальные работают на сжатом метане. Доля последних постепенно увеличивается, что объясняется большей энергетической эффективностью метана и, соответственно, большей экономией его использования, а также лучшими экологическими характеристиками.
|
|