|
По функциональному назначению средства малой механизации, используемые в строительстве и на погрузочно-разгрузочных работах, можно разделить на следующие группы: ? средства подмащивания; ? грузозахватные приспособления; ? контейнеры и пакеты емкости; ? внутрипостроечный транспорт; ? вспомогательные средства для улучшения условий труда и техники безопасности; ? средства малой механизации по видам работ. В статье дается краткий обзор наиболее распространенных видов средств малой механизации, применяемых для подъема и перемещения грузов. К ним относятся устройства и механизмы либо вовсе без привода, либо приводимые в движение вручную, за счет мускульной силы человека. В том случае, если средства малой механизации имеют электропривод, их используют на работах легкой группы режима. Среди таких устройств в первую очередь необходимо выделить ручные тали и лебедки, механизмы тяговые монтажные и домкраты. Тали предназначены для подъема, опускания и горизонтального перемещения грузов по монорельсовому пути и применяются в том случае, если использование крана или других подъемных средств затруднено или невозможно. В зависимости от привода тали подразделяют на ручные и электрические. Ручные тали используют для подъема и перемещения грузов при малых темпах обработки, в стесненных условиях, при отсутствии энергоснабжения, а также в тех случаях, когда требуется невысокая скорость подъема и перемещения груза, например при установке двигателя на шпильки рамы автомобиля. Устройства этого типа бывают стационарными (без тележки и механизма передвижения) и передвижными, с шестеренным или червячным механизмом, рычажными. Передвижные тали изготавливают с ?холостой? тележкой (без механизма перемещения) и с механизмом перемещения, который приводится в действие при помощи мускульной силы человека с приложением усилия от 95 до 200 Н (в зависимости от грузоподъемности тали). Грузоподъемность талей ручных: шестеренных (ГОСТ 2799, ГОСТ 28408) ? 0,25...8 т; червячных ? 1...8 т (ГОСТ 1106 ? с механизмом передвижения, ГОСТ 1107 ? без механизма передвижения). Практически скорость подъема талей ручных ? от 0,02 до 0,001 м/с (соответственно для талей ручных грузоподъемностью от 0,25 до 12,5 т), а используют эти механизмы в диапазоне температур от ?40 до +40 ?С (исполнение У1.1 по ГОСТ 15150). Тали можно эксплуатировать как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе. Применение талей для подъема людей, взрывоопасных и ядовитых веществ, жидкого или раскаленного металла и шлака и эксплуатация в химически активных средах запрещены. При поставке таль упаковывают в деревянную тару типа III-1 или III-2 по ГОСТ 2991?85. В комплект поставки входят таль, грузовая цепь, подвеска нижняя, тяговая цепь. Каждую таль снабжают паспортом, в котором подробно описаны ее назначение, техническая характеристика, устройство и принцип работы, порядок подготовки к работе и технического обслуживания, меры безопасности, свидетельство о приемке со штампом ОТК завода-изготовителя, гарантийный срок эксплуатации, правила хранения и транспортировки, сведения об упаковке, а также приведены таблицы, заполняемые эксплуатирующей организацией. Из ручных талей наиболее распространены тали ручные шестеренные передвижные. Они предназначены для подъема, удержания в поднятом положении и опускания груза, для перемещения груза по подвесному пути двутаврового профиля при различных работах в режиме не выше группы 1М по ГОСТ 25835 и состоят из ?кошки? (механизма передвижения), двух силовых щек, нижней подвески, редуктора с грузоупорным тормозом, корпуса, грузовой и тяговой звездочек, грузовой и тяговых цепей и ограничителя тяговой цепи. Среди отечественных производителей ручных талей необходимо отметить ЗАО ?Средне-Волжская Промышленная Компания? (СВПК, г. Ульяновск). Продукцию этого производителя отличает привлекательный товарный вид, применение полиэфирного порошкового напыления при окраске, значительно повысившее механическую прочность покрытия и стойкость изделий к коррозии во влажной среде. Оригинальные конструктивные решения позволили увеличить КПД ручных шестеренных талей в 1,8 раза по сравнению с червячными талями и уменьшить на 30...35% тяговое усилие, необходимое для приведения в действие механизма подъема. Как следствие, снижена масса талей без цепи на 25...60%, а с применением высокопрочных цепей меньших типоразмеров общая масса уменьшилась в 1,5...2 раза. Механизмы тяговые монтажные (МТМ) предназначены для подъема и перемещения грузов на строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работах. МТМ состоит из механизма тягового, съемного телескопического рычага, каната с крюком и обоймы для хранения каната. Тяговый механизм является рабочим органом МТМ, передающим через канат усилие, необходимое для перемещения груза. Работа тягового механизма основана на протягивании каната с помощью двух захватов, приводимых в движение рычагами переднего или заднего хода. Кулачки захватов попеременно зажимают канат с усилием, пропорциональным нагрузке, и продвигают его в соответствующем направлении. Подъем груза осуществляется рычагом переднего хода, опускание ? рычагом заднего хода с предварительно переставленным на него телескопическим рычагом. Грузоподъемность МТМ ? 1,6 и 3,2 т. Их можно использовать для работы с системой полиспастов. Ручные тали фирмы Pfaff-silberblau Полиспаст ? это устройство, состоящее из подвижной (нижней) и неподвижной (верхней) блочных обойм, соединенных канатом либо другим гибким элементом (такую конструкцию называют запасовкой полиспаста). При этом один конец каната жестко закреплен к нижней или верхней обойме, а другой ? через отводной блок к барабану лебедки или МТМ. Полиспаст дает выигрыш в силе или скорости. Обычно он является частью механизма подъема и изменения вылета стрелы подъемных кранов и такелажных приспособлений, но может использоваться и самостоятельно для подъема (опускания) небольших грузов. В силовом полиспасте груз подвешен к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывается к ветви каната, сбегающей с последнего из последовательно огибаемых канатом блоков. Скоростной полиспаст ? это по существу полиспаст обращённый силовой. На монтажных работах в основном используют силовые полиспасты, у которых за счет уменьшения скорости перемещения груза повышается грузоподъемная сила. Помимо этого полиспасты бывают одно-, дву-, трех- и четырехкратные. Лебедка ? это тяговый механизм, который обеспечивает подъем либо горизонтальное перемещение груза посредством движущегося гибкого элемента, в качестве которого используют канаты различных типов, цепи, плоские текстильные ленты, веревки, кабели. Тяговое усилие гибкому элементу передается от барабана или звездочки, которые приводят в движение передаточный механизм. Важным элементом лебедки является барабан, на который наматывается гибкий тяговый элемент. В классическом варианте ручной лебедки барабан приводится в движение рукояткой, конфигурация которой напоминает шею лебедя, ? отсюда и историческое название этого устройства: ?лебедка?. Лебедка с барабаном действует по принципу простого ворота, отличаясь от него наличием передаточного механизма. По назначению лебедки подразделяют на тяговые (ТЛ), монтажные (ЛМ), автомобильные и др., а в зависимости от применяемого гибкого тягового элемента они могут быть канатными, цепными, натяжными. По типу привода различают лебедки ручные и электрические. Лебедки оснащают устройствами безопасности ? храповиками, остановами, тормозами различной конструкции. В основном лебедки устанавливают стационарно (за исключением крановых). Модель домкрата фирмы Pfaff-silberblau Домкрат ? это переносной грузоподъемный механизм, предназначенный для подъема грузов на небольшую высоту при монтажных, ремонтных и перегрузочных работах, а также при ремонте вагонов и железнодорожных путей (по В. Далю, домкрат ? ручной снаряд для подъема тяжестей). Он позволяет осуществить плавный подъем и опускание груза, высокую точность его позиционирования на заданном уровне. Домкраты подразделяют на четыре группы: клиновые, реечные, винтовые и гидравлические. Домкраты реечные (ДР) состоят из стальной рейки с прямыми зубьями, при подъеме груза неподвижно стоящей на основании, и штампованного корпуса с крышкой. Корпус с грузом при вращении рукоятки поднимается и опускается по рейке. Для удержания корпуса с грузом в определенном положении служит тормозное устройство. На домкрате имеются ручки для строповки и перемещения его грузоподъемным механизмом. Домкраты гидравлические (ДГ) производят с ручным либо электрическим приводом. В качестве рабочей жидкости в них используются гидравлические масла по ГОСТ 610. При температуре окружающей среды выше +20 ?С применяют масла марки ?3?, от ?20 до ?40 ?С ? масла марки ?С?; при более низкой температуре рекомендуется заправлять эти механизмы маслом АМГ-10 (ГОСТ 6794) либо незамерзающей жидкостью, например смесью денатурированного или древесного спирта (17%) с техническим глицерином (17%) и водой (66%). При перезаправке домкратов с одной марки масла на другую их следует очищать от грязи и промывать керосином с последующей продувкой воздухом. Модель домкрата фирмы Pfaff-silberblau Устройство и принцип работы гидравлических домкратов можно рассмотреть на примере продукции, выпускаемой Петуховским литейно-механическим заводом (Курганская обл.). Домкрат гидравлический с ручным приводом (ДГ) состоит из рабочего цилиндра, двухплунжерного насоса и ручного привода. Наличие колес и рукоятки позволяет передвигать домкрат с одного места на другое. В домкратах гидравлических с пневматическим приводом (ДГП) подъем рабочего поршня осуществляется путем подачи масла в нижнюю полость цилиндра поршня двухплунжерным насосом, приводимым в движение от автоматически действующего пневматического устройства. Основными деталями узлов пневмогидропривода являются насос, воздушный цилиндр, автоматическая головка. Легкие гидравлические домкраты новой серии грузоподъемностью от 8 до 320 т, способные воспринимать внецентренные нагрузки и безопасно удерживать груз на весу при аварийном прорыве рукава высокого давления, производит НПО ?Гидромаш? (г. Москва). Домкраты г/п 100 т и выше комплектуют встроенным в штуцер клапаном безопасности. Помимо прочего предприятие производит домкраты для работ под водой и в условиях агрессивных сред, которые в отличие от домкратов общего применения имеют герметичную штоковую полость. Кроме перечисленных выше предприятий средства малой механизации на российском рынке сегодня предлагают самые разные отечественные и иностранные производители: РАО ?ЕЭС России?, ОАО ?Энерготехмаш? (г. Волгоград), ОАО ?Строймаш? (г. Саратов), ОАО ?Завод строительных машин? (г. Орск), Ногинский опытный завод монтажных приспособлений (г. Ногинск, Московская обл.), фирмы Konecranes, Podem, Pfaff-silberblau, Brano, Van der Ree (торговая марка Rema) и многие другие.
|
|