|
Великий немецкий конструктор родился 3 сентября 1875 года вовсе не в Германии. Городок Мафферсдорф в то время находился на территории Австро-Венгрии (сейчас Мафферсдорф входит в состав Чехии и называется Вратиславице).
Мальчик с детства стал проявлять огромный интерес к техническим наукам. Стоит только сказать, что уже в 15 лет он построил свой собственный генератор, благодаря которому можно было освещать дом при помощи электрических лампочек. А для Мафферсдорфа это была неслыханная роскошь – в те времена электричество было только в доме бургомистра города.
Свою трудовую карьеру Фердинанд Порше начал учеником жестянщика в фирме отца. Но всем было понятно, что этот мальчик способен на большее. Именно поэтому Фердинанд уезжает в Вену и начинает слушать лекции в местном техническом университете. А параллельно он работает в небольшой компании по производству электродвигателей. Разумеется, пока еще не конструктором – молодому юноше первое время поручили убирать помещение. Но махать метлой ему пришлось совсем недолго.
Уже в 1898 году Фердинанда принимают на работу в компанию Lohner, и он сразу же приступает к работе над серьезными проектами. Так, в 1900 году на автосалоне в Париже был показан автомобиль, который, как говорили, опередил свое время. Речь идет о машине под названием Lohner-Porsche, которая была… электромобилем. В том же 1900 году Порше дорабатывает свой электромобиль, оснастив его еще и бензиновым двигателем. То есть фактически Порше построил первый в мире гибрид!
В 1906 году он становится техническим директором компании Austro-Daimler. В возрасте всего 31 года он отвечает за весь модельный ряд огромной автомобилестроительной компании.
В 1903 году он женится на красивой девушке Алоизии Каес, с которой встречался уже несколько лет. Вскоре у молодой семьи появляется прибавление – девочка по имени Луиза. А спустя шесть лет после брака Алоизия подарила своему мужу еще и мальчика, которого решили назвать в честь отца Фердинандом. После того, как Фердинанд стал техническим руководителем Austro-Daimler, стало ясно, что больше всего инженера привлекают спортивные автомобили. Он строит большое количество гоночных машин, которые постепенно начинают ехать все быстрее и быстрее. Приходят и победы. Если в 1909 году в гонке на призы принца Генриха автомобиль созданный Фердинандом пришел к финишу вторым, то в 1910 году команда Austro-Daimler отпраздновала абсолютную победу – три первых места. Причем, в этой гонке Фердинанд проявил себя еще и как талантливый пилот, ведь за рулем первой машины сидел он сам! После Первой мировой войны Фердинанд переезжает из Австрии в Германию в немецкий Штутгарт и становится техническим директором уже всего концерна Daimler. Там он создает автомобили, благодаря которым марка Mercedes стала такой знаменитой. Именно на его счету многие знаменитые компрессорные Mercedes 20-х годов прошлого века!
Но Daimler не стал вершиной карьеры Фердинанда. После нескольких лет работы на этот концерн Порше решает уволиться оттуда и основать свою собственную фирму. Так в 1931 году появляется компания с довольно длинным, но понятным названием: «Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». В 1932 году Фердинанд Порше вместе со своим сыном по приглашению Сталина посещают Советскую Россию. В комфортабельном литерном вагоне они объезжают все крупные советские стройки 30-х годов. Судя по всему, Иосиф Виссарионович хотел поразить Порше масштабом и будущими перспективами, ведь Фердинанду заранее давали карт-бланш на любые работы. Но Порше решил не связывать свою судьбу с Россией.
В начале 30-х годов Фердинанд начинает заниматься созданием самого знаменитого своего детища – народного автомобиля. Сначала заказ на проектирование дешевой машинки ему дает мотоциклетная компания Zundapp, однако, этот проект из-за отсутствия средств был вскоре свернут. В 1934 году Фердинанд озвучивает свою идею создания Volks-Wagen, которое было поддержано новыми властями Германии. Уже в 1935 году Фердинанд показывает первые ходовые экземпляры нового автомобиля, а в 1936 году начинается строительство завода для выпуска этой модели. Причем, для его создания был организован сбор средств у простого народа. Более 300 000 немцев поверили, что власти Германии смогут дать им новую машину. Однако их надеждам на светлое автомобильное будущее не суждено было сбыться. Началась Вторая мировая, а те несколько сотен KDF, которые успели собрать, были переданы руководителям Третьего Рейха. Иногда можно услышать, что Порше очень помог фашисткой Германии в войне. Мол, это именно он придумал танк «Тигр» и «Королевский Тигр». В 1944 году в советских газетах даже опубликовали заметку, где было написано, что 12 августа младший лейтенант А. Оськин подбил новейший «Королевский тигр», которым управлял Фердинанд Порше, журналистов не смутило, что Порше в 1944 году было 69 лет. Из тяжелой техники на счету Порше есть лишь не слишком удачная самоходная установка «Фердинанд» (было сделано лишь 90 таких машин) и два огромных танка Maus («Мышонок»).
Поражение в войне больно ударило по семье Порше. И не только потому, что союзники разбомбили штаб-квартиру конструкторов, в результате чего в огне погиб весь архив с чертежами. В 1945 году французские власти приняли решение арестовать отца и сына Порше – их обвинили в том, что они активно сотрудничали с фашистским режимом.
В 1946 году Ферри Порше решили отпустить на свободу, после чего он в кратчайшие сроки разрабатывает гоночный автомобиль для итальянской компании Cisitalia, а все полученные за это деньги (1 млн. франков) передает французским властям в качестве выкупа за отца. К тому же и сам Фердинанд за решеткой не сидел, сложа руки. Он тоже работал – по слухам, именно Порше помог компании Renault создать модель 4CV.
Фердинанд Порше старший просидел в тюрьме в общей сложности 22 месяца, причем никакого обвинения ему в итоге так и не предъявили. И нахождение за решеткой окончательно подорвало его здоровье. Причем, когда Фердинанд находился в заключении, к нему почему-то не допускали опытных врачей. А когда Порше стал совсем слаб, то доктору все же позволили осмотреть инженера. Эскулап потребовал немедленно выпустить больного на свободу, ибо было совершенно очевидно, что жить пожилому человеку осталось всего несколько месяцев.
Предсказание сбылось. 19 ноября 1950 года Фердинанд Порше перенес инсульт, а 30 января 1951 года его сердце остановилось. Однако до этого момента у Порше еще было несколько счастливых мгновений. Он успел увидеть, как началось действительно массовое производство его «Жуков». А, самое главное, он вместе со своим сыном успел построить автомобиль, который получил название 356. Это был первый серийный автомобиль новой компании Porsche!
Редакция Prompages.ru
|
|