Альфред Крупп был необычным человеком. С одной стороны он был неутомимым работником, который никогда не почивал на лаврах. С другой стороны он был ипохондриком в высшей степени, страдающий депрессиями и целыми неделями и месяцами не покидающим постели.
Он представлял себе работодателя как патриарха, требующего от своих работников не только уважения, но и послушания и предоставляющего им за это обеспеченное существование. Он был высокого мнения о себе как о предпринимателе.
Альфред Крупп, сын Фридриха Круппа и его жены Терезии Хелены Иоганны Вильгельми (1790—1850), родился в 1812 году. Его отцу не удалось при жизни поставить основанную им фабрику на ноги. Он умер в 1826 году, когда Альфреду Круппу было 14 лет.
Альфред бросил школу и принял на себя руководство фирмой, хотя официально фирма принадлежала его матери. К 1830 году ситуация изменилась. С развитием железнодорожного транспорта в Германии и Европе сильно возросла потребность в стали для производства рельсов и осей паровозов. 26 августа 1830 года Крупп, после преодоления некоторых трудностей в производстве стали, впервые поставляет вальцы из литой стали для фирмы «Хюзекен» в Хаген-Хоэнлимбурге.
Создание Германского таможенного союза способствовало развитию грузовых перевозок в Германии. В 1836 году у Круппа работали уже 60 человек. О своих «круппианцах», как их стали называть позже, Альфред Крупп заботился всю свою жизнь. Он ввёл страхование на случай болезни и строил квартиры для рабочих. В обмен он требовал от них лояльности по отношению к фирме.
В 1838 году Крупп запатентовал вальцы для производства стальных ложек и вилок. В последующие годы Альфред объехал всю Европу в поисках клиентов. Хотя фирма и расширилась, но она постоянно находилась под угрозой банкротства.
Производство оружия первоначально было хобби Круппа. После семилетних попыток он вручную отлил в 1843 году первый ствол винтовки. Первые попытки продать стальное огнестрельное оружие не увенчались успехом, так как военные больше доверяли проверенной временем бронзе. По их мнению, сталь была слишком близка к железу, которое было хрупким и потому непригодным для производства оружия.
В 1847 году была отлита первая стальная пушка Круппа, она была предоставлена прусскому военному министерству для ознакомления. Однако её сразу сдали в арсенал и испытали только через два года. Хотя результат испытаний превзошёл все ожидания, но министерство не видело основания заказывать эти пушки.
Окончательный прорыв был совершён Альфредом Круппом благодаря изобретению им бесшовного колеса для железнодорожных составов в 1852—1853 годах.
В течение десятилетий эти колёса являлись основным продуктом Круппа, и большинство американских железных дорог использовали колёса Круппа. Поэтому логотипом фирмы «Крупп» является не пушка, а три лежащих друг на друге колеса.
В результате этого первого подъёма в 50 годах XIX столетия в фирме работало уже около тысячи рабочих.
В 1853 году Альфред Крупп женился на Берте Айххоф, которая была моложе его на двадцать лет. У них родился сын Фридрих, но брак был несчастливым. Круппа интересовало исключительно собственное предприятие, на котором он проводил всё своё время. Его жена не смогла жить в Эссене, который она не любила из-за его промышленного загрязнения. Поэтому Берта большую часть года жила с маленьким Фридрихом в Италии.
В 1857 году Альфред разработал новую версию казнозарядной пушки. Когда он предложил купить её прусским военным в 1858 году, они не согласились, так как у них были справедливые сомнения в надёжности её затворов.
Тем не менее, Крупп не отступил от своей цели стать поставщиком оружия, и в апреле 1860 года он продал первые стальные пушки: Пруссия заказала 312 шестифунтовых дульнозарядных орудий. Объёмы продаж оружия наращивались очень быстрыми темпами. Крупп поставлял пушки во все европейские страны за исключением Франции. Это привело к дальнейшему росту предприятия и внедрению инновационных технологий в производство.
В 1861 году Крупп разработал весящий несколько тонн кузнечный паровой молот «Фриц», что сделало возможным массовое производство стали с помощью новых технологий. Не в последнюю очередь благодаря превосходству стальных орудий Круппа над датскими бронзовыми пушками Пруссия выигрывает в 1864 году войну с Данией. В 1866 году в Австро-прусской войне впервые в истории друг перед другом оказались войска, оснащённые Круппом. Годом позже Круппом был усовершенствован затвор казнозарядной пушки.
Война с Францией была выиграна благодаря гению логистики Мольтке, и прежде всего, благодаря дальнобойности прусских стальных пушек, превышающей дальнобойность французских бронзовых пушек в два раза, что сделало Круппа богачом.
В 80 годы XIX столетия конкуренция с американской сталеплавильной промышленностью достигла своего пика. Крупп потерял американский рынок и вместе с ним свою основную часть рынка сбыта — колёса железнодорожных составов. Отныне он концентрировал свои усилия на производстве и разработке вооружения. В 1887 году 75-летний Альфред Крупп умер от инфаркта. Его сын, Фридрих Альфред Крупп унаследовал фирму, насчитывавшую к тому времени 20 000 рабочих.
Известна склонность Круппа к графомании. У него была огромная потребность высказываться, и он написал в течение своей жизни несколько тысяч писем — иногда одному и тому же человеку по несколько писем в день.
Он издал огромное количество директив для своих рабочих. Крупп всегда восхищался Англией. Поэтому он называл себя Альфред, а не своим именем при крещении Альфрид.
В 1865 году он отказался от дарованного ему королём Пруссии дворянского титула как «несоответствующего его желаниям».
Его звали Крупп, и этого было достаточно.
Редакция Prompages.ru
|