В среднесрочной перспективе российская промышленность обязана выйти на внутренний и внешние рынки с качественно новыми - без всяких кавычек - прорывными продуктами. А для этого фокус внимания надо постепенно переключать на проекты, реализация которых дает максимальный межотраслевой эффект
В январе текущего года зафиксирован существенный спад производства. Больше всего он коснулся тех отраслей, где технологический процесс позволяет делать остановки производства. В частности, предприятия - производители легковых и грузовых автомобилей, объем производства которых к январю 2008 года составил соответственно 20,3 и 23,6%, в течение января практически не работали. И в ближайшее время мы будем наблюдать сильную волатильность показателей в отраслях такого типа: конвейер будет «включаться» ровно на время исполнения сформированного заказа. Это в полной мере соответствует антикризисным планам предприятий.
Вместе с тем довольно оптимистичная динамика показателей, которую демонстрирует, например, черная металлургия (рост в январе-феврале по отношению к декабрю прошлого года), на наш взгляд, наоборот, отнюдь не являются доказательством некоего нового возрастающего тренда, а объясняется лишь временно возросшим спекулятивным спросом со стороны металлотрейдеров, успевших разгрузить свои складские площадки.
В целом же пока мы можем попытаться подвести только предварительную оценку результативности принятых антикризисных мер.
Уже приняты все решения в части выделения дополнительных 12,5 млрд рублей на увеличение объемов закупки в 2009 году федеральными ведомствами отечественной автомобильной техники. В рамках выполнения указанных решений совместно с автопроизводителями подготовлен каталог выпускаемых в России автомобилей.
Схожие решения необходимы и в рамках программы обновления парка муниципальной и специальной автомобильной техники, согласно которой планируется закупить продукции более чем на 30 млрд рублей: 20 млрд за счет федерального бюджета и не менее 10 млрд - за счет региональных.
Отдельно стоит остановиться на теме субсидий экспортерам. Правительством принято решение о направлении 6 млрд рублей на эти цели в 2009 году. Совместным приказом Минпромторга и Минфина (от 30 января 2009 года № 29/50) уже принято решение о распределении 1,5 млрд рублей. Заявки еще на сумму 1,2 млрд рублей находятся в стадии оформления. Таким образом, по нашим прогнозам, в течение первого полугодия весь объем выделенных средств будет реализован. С учетом того что инструмент субсидирования промышленного экспорта существует с 2003 года и доказал свою эффективность как в стабильных, так и в кризисных условиях, мы считаем целесообразным рассмотрение вопроса об увеличении объемов финансирования мероприятий по поддержке российских экспортеров.
Практически полностью «раскассированы» и 50 млрд рублей, предназначенных на поддержку ОПК.
Что касается «штучных», индивидуальных мер - мы активно работаем со «списком 294». Правда, необходимо отметить, что наш собственный, ведомственный, список, гораздо обширнее, поскольку в выборе системообразующих предприятий мы руководствуемся не только финансовыми показателями, но и степенью значимости выпускаемой предприятием продукции с точки зрения национальной безопасности, сохранения существующих межотраслевых производственных цепочек, а также с точки зрения сохранения ключевых, социально значимых товаропроводящих сетей.
К настоящему моменту нами рассмотрено 144 предприятия. Мы находимся в финишной стадии анализа и принятия решения по госгарантиям для автопроизводителей. Есть конкретные решения по допэмиссии для МиГа, проект постановления по допэмиссии КнААПО им. Горбунова сейчас находится в правительстве.
Требуется скорая помощь
Принимая во внимание, что одна из важнейших проблем реального сектора связана с доступностью денег, критическую значимость приобретает скорость и качество администрирования существующих бюрократических процедур. Сегодня мы принимаем все возможные усилия по ускорению доведения средств до конечных получателей. Только один пример: по состоянию на 17 февраля 2008 года нашим министерством были распределены 62 млн рублей. По состоянию на 17 февраля 2009 года - 26 млрд рублей.
Уверены, что, например, и ускорение сроков возврата экспортного НДС внесет значительный вклад в стабилизацию финансового положения предприятий. Это является и составной частью предложений всех без исключения предприятий-экспортеров.
Теперь о том, что вызывает наибольшее беспокойство. В рамках оптимизации бюджетных расходов нас ставят перед выбором: либо индивидуальные меры по конкретным предприятиям, либо продолжение системной работы по стратегическим приоритетам, заложенным в рамках федеральных целевых программ. Каждая из этих программ направлена на реализацию соответствующих стратегий отраслевого развития, которые разрабатывались при участии и с учетом позиционирования ведущих предприятий. И заложенные в них среднесрочные ориентиры должны быть выполнены безусловно.
При рассмотрении каждой из индивидуальных мер мы видим, что в бизнес-планах предприятий заложены параметры, сформулированные, например, в соответствующих ФЦП. Следовательно, останавливая плановое финансирование по программам, мы должны отдавать себе отчет в том, что зачастую антикризисный «спасательный круг» теряет смысл, поскольку подготовленный план финансового оздоровления как бы «подвисает в воздухе».
Хороший пример: сегодня в рамках оптимизации бюджетных расходов обсуждаются решения о сокращении расходов, в том числе по десяти ФЦП, в которых участвует около 400 предприятий ОПК. С другой стороны, в федеральном бюджете изыскиваются средства на поддержку и предотвращение банкротства этих же самых предприятий.
Хотел бы продемонстрировать это на примере авиастроения. Стратегическое видение развития отрасли было сформировано в 2006 году. Напомню его основные составляющие: создание национальной компании, конкурентной в глобальном масштабе, - ОАК, - и ставка на прорывные проекты с четко определенной рыночной нишей. В гражданской сфере это самолеты «Сухой Суперджет» и МС-21. Сегодня обеспечен режим сильной государственной поддержки отрасли. Это позволяет эффективно реализовывать основные прорывные проекты. По ним у нас сегодня есть задел перед, например, китайскими конкурентами в полтора-два года. Однако по меркам отрасли этот разрыв минимален, что накладывает существенные обязательства на ритмичность госфинансирования. Сокращение инвестиций в отрасль и их отсрочка может привести к проигрышу глобальной конкурентной гонки и невостребованности наших прорывных продуктов, а следовательно, сделает бессмысленным все усилия в этом направлении. Мы считаем, что сегодняшняя ситуация, как это ни парадоксально, требует от нас фактического увеличения финансирования работ в этой сфере!
Еще одним важным направлением антикризисной политики является государственная поддержка инвестиционных проектов, направленных на повышение долгосрочной конкурентоспособности российской промышленности. В среднесрочной перспективе российская промышленность обязана выйти на внутренний и внешние рынки с качественно новыми - без всяких кавычек - прорывными продуктами. А для этого фокус внимания надо постепенно переключать на проекты, реализация которых дает максимальный межотраслевой эффект. Например, проекты для обеспечения реализации крупных инфраструктурных строек, такие как стан-5000, рельсобалочный стан для нужд РЖД.
Наряду с такими ключевыми направлениями, как национальная, энергетическая, технологическая и транспортная безопасность, важно также поддерживать проекты в области углубления переработки сырья, направленные на дальнейшую диверсификацию прежде всего региональной экономики. Это означает, что мы столкнемся с необходимостью увеличения предусмотренных лимитов предоставления госгарантий и наших возможностей субсидирования процентной ставки по кредитам для реального сектора.
Если нам удастся реализовать все озвученные планы, то 2009 год станет хорошей стартовой площадкой для достижения целей, обозначенных утвержденной Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года
|