ВНИМАНИЕ !!! ВЫ НАХОДИТЕСЬ В СТАРОЙ ВЕРСИИ САЙТА. ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ ВЕРСИЮ, ПРОЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ: PROMPAGES.RU
  Деревообработка и лесозаготовка   Приборостроение и радиоэлектроника   Пищевая промышленность
  Строительство и стройматериалы   Нефтегазовая промышленность   Легкая промышленность
  Машиностроение и металлургия   Упаковка и маркировка   Транспорт и логистика
  Энергетика и электротехника   Химия и пластмассы   Промышленные выставки
  OBOsearch поиск оборудования     ГОСТы. Законы. Технологии. СНИПы     Тендеры и закупки  
 |  П.Н.А.  | Компании | НаноТех new! | Оборудование | Бартер | Наши издания | Выставки | Объявления | Специальности | Вакансии | Инфраструктура | Черный список |

НаноТех - новый раздел
ГОСТы - скачивайте бесплатно
 
Промышленность в лицах   Промышленность в лицах
Кнастер, Александр
Имеет степень доктора экономики Российской академии наук, степень МВА Гарвардской школы экономики...
Гордон Эрл Мур
Гордон Эрл Мур родился 3 января 1929 — почётный председатель совета директоров и основатель...
Фредриксен, Джон
Джон Фредриксен родился в рабочем пригороде Осло в 1944 году в семье сварщика. Он, конечно, и...


Опрос
Считаете ли Вы, что необходимо национа-лизировать промышленные предприятия?
Да, это наше будущее
Нет, это возврат к коммунистической системе
Это временная мера, вызваннная экономической ситуацией
все опросы   результаты опроса  


Промышленные компании
Нефтегазовые компании
Металлургические компании
Электротехнические компании
Транспортные компании
Химические предприятия
Текстильные компании
Строительные компании
Пищевые предприятия
Деревообрабатывающие предприятия
КИП и автоматика


Реклама на Prompages.ru

Концепция развития металлургической...

архив   по тематике    все новости 
Концепция развития металлургической промышленности России до 2010г.

Доклад Министра промышленности, науки и технологии России И.Клебанова на сегодняшнем заседании правительства РФ, посвященного вопросу развития металлургической промышленности России до 2010г. (Полный текст, распространенный департаментом правительственной информации).

1. Доля России в мировой металлургии

В современных условиях международного разделения труда, одной из отраслей специализации России является национальная металлургическая промышленность. Продукция российской металлургии составляет значительную долю в мировом производстве и торговле металлами. В 2001 году в России было произведено 59 млн.т стали или 7% мирового выпуска (4 место в мире). При этом из общего объема производства проката черных металлов экспортировалось 55%, что составляет 26 млн.т или около 10% мировой торговли (1 место в мире). Доля России в мировом производстве шести основных видов цветных металлов (алюминий, никель, медь, цинк, свинец, олово) составляет около 8,5%. На экспорт поставляется около 80% от общего производства основных цветных металлов и 70% редких металлов.

Таким образом, отечественная металлургия функционирует в общей системе мировых хозяйственных связей, и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций развития мировой металлургии. Основным направлением развития международных экономических отношений на рубеже 20 и 21 веков стала глобализация экономики, которая в полной мере проявилась в металлургической промышленности. Международные хозяйственные связи превратились в инструмент перераспределения ресурсов и повышения эффективности производства в глобальном масштабе. Это привело к развитию следующих тенденций в мировой металлургии:

усилению роли крупных интегрированных компаний на мировых рынках;
обострению конкуренции на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью и распространению применения национальных защитных мер во внешней торговле;
активизации работ по снижению затрат производства металлопродукции, при этом наиболее затратные виды производств переносятся в страны, обладающие наиболее дешевыми природными и энергетическими ресурсами, рабочей силой, обеспечивающие минимальные налоговые и транспортные издержки.

Мировые тенденции определяют проблемы отечественной металлургии на внешних рынках. Российские предприятия вытесняются с рынков металлопродукции с высокой добавленной стоимостью с использованием различных тарифных и нетарифных ограничений. В экспорте черной металлургии сырье и полуфабрикаты (руда, лом, кокс, чугун, слитки, заготовки, слябы) составляют более 60%. В экспорте цветной металлургии 80% приходится на основные первичные металлы, и только 10% на продукцию более высоких переделов (прокат и другие металлоизделия). В результате действия этого фактора уровень загрузки мощностей по производству конечной металлопродукции (труб, проката) существенно ниже по сравнению с уровнем для металлопродукции более низких переделов (руда, чугун, заготовка и первичные металлы).

Вместе с тем, на рынках металлопродукции низких переделов российские предприятия испытывают усиливающиеся давление со стороны третьих стран (в первую очередь Китая, Индии, Бразилии и др.). Это вызвано тем, что обладая низкими затратами производства и высококачественной рудной базой, эти страны сумели привлечь значительные иностранные инвестиции для создания современной металлургической промышленности.

Таким образом, сегодня российская металлургическая промышленность функционирует в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке. Поэтому важнейшим направлением государственной промышленной политики в отношении металлургии на современном этапе является создание таких общих условий для работы предприятий отрасли, которые бы соответствовали условиям развития металлургии в странах - крупнейших участниках мирового рынка металлов. В контексте этой задачи обеспечение конкурентоспособности металлургической промышленности России на мировом рынке предполагает реализацию ряда государственных мер в области налоговой, таможенной и тарифной политики, а также внешней торговли.

Второе важное направление государственной промышленной политики в отношении металлургии связано с осуществлением специальных мер, направленных на стимулирование прогрессивных структурных изменений в металлургической промышленности. В этих целях целесообразно реализовать меры по расширению внутреннего спроса на металлопродукцию, по активизации инновационной деятельности в металлургии, по реструктуризации предприятий и решению социальных проблем.

2. Место металлургической промышленности в экономике России и основные показатели работы отрасли до 2002 года.

Вопрос о мерах по развитию металлургии является черезвычайно актуальным в связи с замедлением темпов роста производства в отрасли, которая является одной из базовых отраслей экономики и играет важную роль в формировании макроэкономических показателей Российской Федерации. В 2001 году в общем объеме промышленной продукции России доля металлургии составила 16,5%, в численности трудящихся в промышленности - 11,8%. Предприятия отрасли обеспечили 14,4% общероссийского объема валютной выручки, 7,8% начисленных налоговых поступлений промышленности в консолидированный бюджет.

Особенностями металлургии являются высокие капитале-, материале-, энергоемкость производств. Металлургическая промышленность в значительной степени определяет уровень загрузки производственных мощностей ряда базовых отраслей экономики. На производство продукции металлургического комплекса расходуется 14% топлива, 33% электроэнергии от их общего потребления в промышленности, 40% сырья и минеральных ресурсов от общего их потребления в стране. Металлургические предприятия обеспечивают около 30% грузооборота железнодорожного транспорта.

Металлургическая промышленность Российской Федерации по состоянию на 2002 год включает около 3,5 тысяч предприятий, в том числе около 800 крупных и средних. 95% металлургических предприятий преобразованы в акционерные общества с незначительной долей находящихся в введении государства акций. Общая численность занятого в металлургии персонала превышает 1,4 млн. человек.

В развитии металлургической промышленности с начала 90-х годов выделяется несколько этапов. В период до середины 1998 года происходило падение объемов производства, обусловленное снижением потребления металлов на внутреннем рынке. В 1999 и 2000 годах металлургия была одним из лидеров по показателям роста производства в отраслях промышленности. Темпы роста объемов производства промышленной продукции составили соответственно в черной металлургии - 116,8% и 115,7%, цветной - 110,1% и 115,2%. Основными факторами роста производства в металлургии в 1999-2000 годах были повышение эффективности экспорта металлопродукции, обусловленное девальвацией рубля и благоприятной внешней конъюнктурой, а также увеличение внутреннего спроса на металлы.

Вместе с тем, к началу 2001 года факторы, обеспечивающие поступательное развитие металлургии в период 1999-2000 годов в основном были исчерпаны, что привело к замедлению темпов роста производства.

В 2001 году по сравнению с 2000 годом объем производства в черной металлургии остался на уровне предыдущего года (99,8%), цветной металлургии - увеличился на 4,9%, в результате доля металлургии в общем объеме промышленной продукции России снизилась с 19,1% в 1999 году до 16,5% в 2001 году. При этом значительно ухудшились финансовые показатели работы металлургических предприятий. По сравнению с 2000 годом прибыль предприятий черной металлургии снизилась в 1,9 раза до 37 млрд. руб., предприятий цветной металлургии - в 1,4 раза до 94 млрд. руб. В первом квартале 2002 года в ряде подотраслей металлургии продолжились негативные тенденции: производство труб снизилось на 10%,метизов - на 8%, меди - на 4%.

Таким образом, практика работы предприятий отрасли показывает, что металлургическая промышленность столкнулась с рядом ограничений своего развития. Эти ограничения связаны, в первую очередь, с недостаточной емкостью внутреннего рынка, осложнением ситуации на внешних рынках и с уровнем конкурентоспособности российской металлопродукции.

3. Перспективы увеличения внутреннего металлопотребления до 2010 года.

В период с 1999 года по 2001 год в связи с оживлением производства практически во всех основных металлопотребляющих секторах экономики России емкость внутреннего рынка значительно увеличилась. В 2001 году внутреннее потребление проката черных металлов превысило показатели 1998 года почти на 50% и составило около 23 млн. т. Крупнейшими потребителями продукции черной металлургии стали машиностроительные предприятия - 11 млн. т, в том числе автомобилестроение - 2 млн. т, капитальное строительство - 3,5 млн. т, предприятия ТЭКа - около 3 млн. т, железнодорожный транспорт - 1,6 млн. т. Спрос на основные цветные металлы в 1999-2001 годах увеличивался темпами 15-25% в год. Основная доля цветных металлов на внутреннем рынке потребляется в транспортном машиностроении (от 30% до 50% для различных видов металлов) и дальнейший рост может быть обеспечен увеличением доли потребления в строительстве (с 10-15% до 20-40%) и в оборонной промышленности.

Учитывая ограничения на внешних рынках, перспективы развития российской металлургии в период до 2010 года связаны, в первую очередь, с расширением спроса на ее продукцию на внутреннем рынке. Однако темпы роста внутреннего металлопотребления замедляются. В связи с прогнозируемым замедлением темпов роста экономики в 2002 году темпы роста металлопотребления также снизятся до 4-6% для черных металлов и до 5-8% для цветных металлов. Кроме того, в условиях ухудшения ситуации на мировом рынке существует опасность демпинговых поставок на российский рынок импортной металлопродукции.

В этих условиях целесообразно реализовать комплекс мер по защите отечественных производителей на внутреннем рынке металлов, используя при этом распространенные в международной практике инструменты государственного регулирования. В первую очередь, необходимо расширить практику применения тарифных и нетарифных мер для сокращения объемов необоснованного импорта металлопродукции; причем большое значение имеет оперативность применения этих мер в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. Также необходимо обеспечить равный доступ отечественных производителей к получению заказов на поставку металлопродукции при формировании программ модернизации железнодорожного транспорта, электроэнергетики и газовой промышленности.

Учитывая, что в ближайшие 10 лет в проекты на условиях соглашений о разделе продукции по оценкам будет инвестировано до 100 млрд. долларов, чрезвычайно важно завершить формирование нормативно-правовой базы по обеспечению предусмотренной законом доли участия российских металлургических предприятий в подрядных работах при реализации этих проектов.

Важнейшими факторами оживления внутреннего рынка металлов являются настоятельная необходимость обновления основных фондов практически во всех отраслях экономики и рост производства и инвестиций в основных металлопотребляющих отраслях - машиностроении, строительстве иТЭКе. Сегодня Россия значительно отстает от основных промышленно-развитых стран по уровню душевого потребления металлопродукции из черных металлов, который составил в 2001 году 154 кг/чел, в то время как в Японии, США, Европе -350-550 кг/чел. В соответствии с прогнозами макропоказателей и стратегиями развития отдельных отраслей экономики ожидается рост емкости внутреннего рынка металлопродукции из черных металлов до 26,5 млн. т в 2005 году и 32-33 млн. т в 2010 году. Таким образом, прирост металлопотребления по сравнению с 2001 годом составит соответственно 20 и 45%. Сохранится тенденция прогрессивных изменений в сортаментной структуре потребления готового проката из черных металлов в сторону увеличения доли листового проката, труб, метизов.

Ожидаемое увеличение спроса на цветные металлы будет определяться, прежде всего, расширением потребности в продукции четвертого передела, особенно в алюминиевом и медном прокате (в 2010 году на 70-80% к уровню 2000 года), титановом и латунном прокате - на 60-70%. Это приведет к увеличению спроса на основные цветные металлы к 2010 году на 55-60% по сравнению с 2000 годом. Огромное значение для развития металлургии имеет стимулирование внутреннего металлопотребления за счет создания государством условий для опережающего развития металлоемких отраслей. В частности, прогнозируемый рост производства автомобилей в 2 раза к 2010 году должен привести к росту потребления металлопроката на 2 млн. т в год, увеличение производства сельхозтехники за счет расширения лизинга - на 1 млн. т в год, замена изношенных труб в коммунальном хозяйстве и отраслях ТЭК - на 1,5 млн. т. Увеличение оборонного заказа также должно значительно расширить внутреннее металлопотребление.

4. Перспективы развития внешних рынков металлопродукции до 2010 года.

Учитывая, что в период до 2010 года существенная часть продукции российской металлургии будет экспортироваться, развитие отрасли в значительной степени будет зависть от состояния мировых рынков металлов. Наиболее острой проблемой является резкое ухудшение ситуации на рынке стали. В последние годы российская металлургия испытывает большие трудности с реализацией продукции из черных металлов на внешних рынках. Против российских металлургических предприятий введено более 50 торговых ограничений. Существенно ограничивают возможности сбыта всеобъемлющее Соглашение по стали с США и Соглашение с ЕС о квотах на стальную продукцию. Это во многом обусловлено негативными тенденциями в развитии мирового рынка черных металлов. За последние 10 лет производство стали в мире выросло на 70 млн. т, а мощности увеличились на 130 млн. т. В результате в настоящее время избыточные производственные мощности по производству стали в мире оцениваются в 220 млн.т в год (около 260% рынка). В условиях глобализации это приводит к значительному снижению рыночных цен и банкротству наименее конкурентоспособных компаний.

В течение 2000 - 2001 годов в США было инициировано 14 банкротств сталелитейных компаний. Чтобы защитить своих производителей и снизить социальную напряженность, правительство США 6 марта с.г. ввело специальные защитные меры по 14 категориям металлопродукции, закрыв таким образом около 15% мирового рынка. Введение этих мер привело к эффекту "домино" на рынке стали - о введении дополнительных защитных мер в марте - апреле объявили ЕС, Китай, Канада, Малайзия и ряд других стран. По оценкам на начало мая 2002 года было закрыто около 60% мирового рынка стали. Развитие ситуации на мировом рынке черных металлов в среднесрочной перспективе и в период до 2010 года будет зависеть от эффективности усилий, предпринимаемых крупнейшими металлургическими компаниями по ограничению объемов производства.

Кризис на мировом рынке черных металлов в начале 2002 года резко ухудшил положение российских предприятий - экспортеров черных металлов. По итогам первого квартала 2002 года около половины экспортных поставок черных металлов стали нерентабельными (полуфабрикаты и сортовой прокат), а другая половина приближается к порогу рентабельности. В этих условиях необходимо оперативно реагировать на ухудшение конъюнктуры мирового рынка, в частности, необходимо срочно отменить экспортную пошлину на черные металлы.

На рынке цветных металлов в 2002 году ситуация также неблагоприятная - уровень цен на основные цветные металлы ниже среднего за последние пять лет. Вместе с тем, по оценкам российских и международных организаций, мировой рынок цветных металлов во второй половине 2001 года достиг "дна", и в 2002 году рыночная конъюнктура существенно ухудшаться не будет. В целом на мировом рынке цветных металлов в течение всего периода до 2010 года ожидается увеличение спроса, что во многом обусловлено постепенным вытеснением черных металлов цветными. По оптимистичным прогнозам потребление алюминия и меди в мировом масштабе будет возрастать со среднегодовым темпом 2,5-2,7%, цинка и рафинированного свинца- 1,7-2%.

Мировые рынки цветных металлов также, как и рынки черных металлов подвержены значительным циклическим колебаниям. В период 1998-2001 годы годовые колебания мировых цен составляли по алюминию - 20-40%, меди -15-30%, никеля - 1,5-2 раза. Чтобы обеспечить оперативную и прозрачную корректировку пошлин при изменении рыночной конъюнктуры, целесообразно установить дифференциацию экспортных пошлин на цветные металлы в зависимости от котировок на Лондонской Бирже Металлов.

Анализ тенденций развития мирового рынка позволяет рассчитывать на то, что существенная часть продукции российской металлургии в период до 2010 года будет экспортироваться. Однако, объемы экспорта металлов будут снижаться. По оценке доля экспорта проката черных металлов составит 50% в 2005 году и 40% в 2010 году, основных цветных металлов - соответственно 75% и 65%.

В целях защиты отечественных производителей необходимо активизировать переговорный процесс по вопросам обеспечения недискриминационных условий доступа российской металлопродукции на внешние рынки (в первую очередь, на рынки США, ЕС и Китая). Однако, в долгосрочной перспективе для сохранения высоких объемов экспорта российской металлопродукции и более глубокой интеграции в мировое хозяйство необходимо добиться существенного повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

5. Анализ факторов, ограничивающих развитие металлургической промышленности.

Существенным ограничением развития металлургической промышленности является недостаточный уровень конкурентоспособности ее продукции. Технологический уровень металлургических производств в России низок в сравнении с промышленно-развитыми странами. Средний износ активной части (машин и оборудования) основных производственных фондов в металлургической промышленности достиг 70%. Только 30% применяемых в металлургии технологических схем соответствуют современному мировому уровню, а 28% являются устаревшими и не имеют резервов для модернизации.

Недостаточно высокий технологический уровень производств обуславливает значительное отставание по ряду основных технико-экономических показателей российской металлургии от металлургии развитых стран (США, ЕС, Японии):
· средняя энергоемкость выплавки стали и производства алюминия - выше на 20-30%;
· количество отходов при производстве проката - выше в 2 раза;
· средняя производительность труда - ниже в 2,5 - 3 раза;
· суммарное удельное негативное воздействие на окружающую среду - выше в 2 раза.

В этих условиях задача государства - стимулирование прогрессивных технологических сдвигов и создание условий для перехода металлургической промышленности на инновационный путь развития. Решение этой задачи предполагает, с одной стороны, стимулирование внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий путем разработки и утверждения прогрессивных технологических нормативов выбросов и сбросов веществ в окружающую среду для металлургических предприятий. С другой стороны, учитывая нехватку у предприятий средств на инвестиционные цели (удельные инвестиции в российской металлургии в среднем в 2-3 раза меньше, чем у зарубежных конкурентов), необходимо создание благоприятных условий для предприятий, осуществляющих техническое перевооружение. В этой связи, целесообразно отменить пошлины на импортируемое технологическое оборудование для металлургии, не производимое в России, а также разработать механизм предоставления налоговых и иных льгот, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды" при внедрении технологий, обеспечивающих существенное улучшение экологической ситуации.

Инновационное развитие металлургии предполагает реализацию комплекса мер по реформированию и развитию отраслевой научной сферы, в частности, создание Федерального центра науки и высоких технологий в области металлургии, по концентрации бюджетного финансирования на важнейших инновационных проектах с привлечением стороннего финансирования. При этом целесообразно осуществление точечных мер по поддержке, в том числе, в виде долевого участия государства, проектов освоения и расширения производства высокотехнологичных импортозамещающих видов металлопродукции. Положительным примером является участие государства в проекте по производству толстого листа и труб большого диаметра в Нижнем Тагиле, суммарные инвестиции в которой должны составить более 1 млрд. долл. Таким же направлением могло бы стать освоение производства железнодорожных рельсов нового поколения и другие социально значимые проекты.

Одной из причин недостаточной конкурентоспособности отечественной металлургии является сложное состояние минерально-сырьевой базы. В целом конкурентоспособность рудно-сырьевой базы отечественной металлургии ниже чем у ведущих стран, формирующих мировой рынок. Это обусловлено более низким качеством добываемого минерального сырья по большинству металлов, а также более сложными горно-геологическими и экономико-географическими условиями разработки месторождений. По отдельным стратегическим металлам - марганец, хром, титан, цирконий - рудная база в России практически отсутствует, а осваивать большинство имеющихся месторождений в современных экономических условиях нецелесообразно. Не имеется достаточной рудной базы по бокситам, олову, вольфраму, редкоземельному сырью иттриевой группы, недостаточно обеспечены сырьем предприятия черной металлургии Урала и Западной Сибири. При этом, по оценкам международных организаций, налоговая нагрузка на горно-обогатительные предприятия в России не менее, чем в 1,5 раза выше, чем у основных зарубежных производителей.

Основной мерой поддержки развития рудно-сырьевой базы металлургии должно стать совершенствование законодательной базы по недропользованию в направлении дифференциации ставок налогообложения на добычу полезных ископаемых в части руд черных и цветных металлов в зависимости от условий разработки, что предполагает внесение изменений в 26 Главу II части Налогового Кодекса, а также исключение из налогооблагаемой базы налога на имущество специфических неликвидных для горно-обогатительных предприятий объектов. Важным фактором развития металлургической промышленности с позиций ее ресурсного обеспечения является расширение использования вторичного сырья - лома и отходов черных и цветных металлов. Использование лома при производстве металлов приводит к экономии энергоресурсов, сырья, материалов, повышает эффективность использования технологических агрегатов, снижает вредное воздействие на окружающую среду. При выплавке 1т стали с применением металлолома экономится 180 квт/ч электроэнергии, 0,8 т угля, 175 куб м природного газа.

В России накоплен значительный металлофонд, превышающий 1,3 млрд.т, более половины которых приходится на машины и оборудование. Вследствие прогрессирующего износа основных производственных фондов количество образующегося амортизационного лома продолжает возрастать. Если в 1970 году производственного оборудования старше 10 лет было менее 30%, в 1990 году - 42%, то в 2001 году - более 80%. Образующиеся лом и отходы вторичных металлов собираются и используются не в полном объеме, - по оценке, лома и отходов вторичных черных металлов собирается в 1,5 раза меньше, чем образуется.

Наряду с этим, на рынке вторичных металлов получили распространение правонарушения, связанные с хищениями готовой продукции и изделий из металлов, приводящие к значительным потерям для предприятий энергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей экономики. В первую очередь это относиться к дорогостоящим цветным металлам. В настоящее время деятельность по обращению с ломом и отходами цветных и черных металлов регулируется, в первую очередь, утвержденными в 2001 году Положениями о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, в которые в настоящее время вносятся изменения и дополнения в связи с выходом нового федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения. Эти документы устанавливают жесткие требования к организациям, работающим в этой сфере. Установленные ставки вывозных таможенных пошлин на лом меди и алюминия в размере 50%, делают экспорт лома этих металлов экономически невыгодным -их экспорт практически прекратился, снизившись с 350 и 400 тыс. т в 1997 году до 9 и 5 тыс. т в 2001 году.

Таким образом, создана нормативная правовая база, позволяющая навести порядок в сфере оборота металлолома, однако она используется не в полной мере (допускается выдача лицензий на отдельные элементы вида деятельности и прием в эксплуатацию объектов, не отвечающих установленным требованиям, продолжают функционировать территориально обособленные приемные пункты лома цветных металлов, продолжается прием от населения не бытового лома и т.д.). В целях совершенствования организации сбора и переработки лома и отходов черных и цветных необходимо широкое использование инструментов лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, внесение поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающих усиление ответственности за нарушение правил обращения с ломом, организация постоянного контроля за соблюдением правил обращения с ломом и положений о лицензировании, а также введение государственного федерального статистического наблюдения за объемами заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

Конкурентоспособность продукции металлургической промышленности во многом предопределяется стоимостью продукции и услуг отраслей-монополистов: электроэнергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта. Доля затрат на услуги этих монополий в стоимости средней единицы продукции черной металлургии достигает 30-35%, цветной металлургии - 15-20%. Причем в ряде подотраслей, таких как железорудная, алюминиевая эта доля составляет около 40%. В начале 2002 года ситуация на значительной части металлургических предприятий в связи с ростом тарифов монополий и падением мировых цен приблизилась к критической. Экспорт примерно трети продукции черной металлургии нерентабелен, к пределу рентабельности приблизились предприятия ряда подотраслей цветной металлургии. В перспективе указанные отрасли-монополисты предполагают повысить цены на свою продукцию и услуги в 1,5-2 раза в сопоставимых ценах. В условиях, когда структурная перестройка металлургической отрасли не завершена и энерго- и ресурсоемкость производств остается более высокой, чем у зарубежных производителей, дальнейший опережающий рост цен и тарифов естественных монополий неизбежно превратит подавляющее большинство предприятий металлургической промышленности в убыточные. Это приведет к вынужденному резкому сокращению поставок металлопродукции на экспорт, значительному снижению объемов производства, увольнению десятков тысяч трудящихся и осложнению социальной обстановки.

В целях оптимизации цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей-монополистов и обеспечения роста производства на предприятиях металлургического комплекса целесообразно установление пределов роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на среднесрочную перспективу (3-4 года) на основе единой методики, а также дифференциация тарифов естественных монополий для различных подотраслей металлургической промышленности на основании расчетов по ожидаемой конкурентоспособности их продукции, в частности установление экономически обоснованных железнодорожных тарифов на доставку металлопродукции на Дальний Восток.

6. Основные направления развития металлургии до 2010 года и ее научно-техническое обеспечение.

Перспективы развития рынков металлопродукции и факторы, влияющие на конкурентоспособность отечественной металлургии, определяют основные направления развития металлургической промышленности в период до 2010 года. Главной целью развития металлургической промышленности России в период до 2010 года является обеспечение требуемых по номенклатуре, качеству и объемам поставок конкурентоспособной продукции на внутренней и внешний рынки. Основной путь реализации главной цели - широкое и ускоренное внедрение инноваций в результате активизации инвестиционной деятельности на всех производственных переделах. Усиление инновационно-инвестиционной деятельности ослабит негативное влияние факторов, ограничивающих развитие предприятий, обеспечит кардинальное обновление производственного потенциала, выпуск традиционных и новых видов продукции при снижении расхода всех видов ресурсов и соблюдении норм по охране окружающей среды.

В соответствие с потребностями металлопотребляющих отраслей необходимо освоить и расширить производство следующих прогрессивных видов продукции: оцинкованный автомобильный лист высших категорий штампуемости; одношовные высокопрочные трубы диаметром 1420 мм с изоляционным покрытием; железнодорожные рельсы для скоростного движения; микролегированные борсодержащие стали для объемной штамповки высокопрочных крепежных деталей для автомобилестроения; медные трубы на основе непрерывного литья заготовок; латунная лента толщиной 0,05 мм; алюминиевая лента толщиной 0,18-0,2 мм; алюминиевые строительные профили и конструкции с разнообразной защитой и декоративной отделкой; порошки ниобия и тантала для оксидно-полупроводниковых конденсаторов; металлические ниобий, тантал и титан и изделия из них с содержанием лимитируемых примесей на уровне требований микроэлектроники; люминофоры на основе редкоземельных металлов; монокристаллы арсенида галлия с параметрами, соответствующими мировому уровню; средне- и мелкозернистые графиты с уровнем эксплуатационных характеристик, не уступающие графитам на основе кокса; высокомодульные углеродные волокна; широкая гамма порошковых материалов для нужд спецтехники. В результате должен быть удовлетворен спрос на продукцию, определяющую развитие высоких технологий и специальной техники, в том числе и для нужд оборонных отраслей.

На базе ускорения темпов внедрения инноваций должна быть улучшена производственная структура металлургического комплекса - в первую очередь, за счет повышения доли конкурентоспособных мощностей (на всех переделах), а также за счет увеличения доли мощностей для выпуска продукции более глубокой степени переработки, доли импортозамещающих и новых производств. Это позволит улучшить структуру товарной продукции металлургической промышленности, повысить ее конкурентоспособность и адекватность требованиям рынков.

Доля производства стали в конвертерах должна к 2010 г. составить 68%, в электропечах - 28%. Мартеновское производство на предприятиях черной металлургии практически ликвидируется, однако оно может сохраниться на неспециализированных предприятиях других отраслей. Доля разливки стали на МНЛЗ должна быть не ниже 78-80%. Такое изменение структуры производства стали соответствует мировым тенденциям.

В производстве тяжелых цветных металлов необходимо шире внедрять автогенные процессы. Доля меди, произведенной с использованием автогенных процессов, должна быть увеличена до 80-85%, никеля - 65-70%. В производстве алюминия долю металла, полученного в усовершенствованных электролизерах с предварительно обожженными анодами и по технологии "сухой" и "полусухой" анод, необходимо довести до 75-80%, а также расширить мощности литейно-прокатных производств и сортамент выпускаемых изделий. В цветной металлургии следует шире использовать более экологически чистые гидрометаллургические процессы, обеспечивающие, помимо снижения выбросов вредных веществ, вовлечение в производство низкокачественных промпродуктов и повышение комплексности использования сырья.

Рост производительности труда в металлургической промышленности оценивается в 2010 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 1,5 раза. При этом ожидается высвобождение значительного количества трудящихся. По оценке по сравнению с 2000 годом в период до 2005 года численность промышленно-производственного персонала в металлургии должна сократиться примерно на 7% (100 тыс. человек), а в период до 2010 года - на 25% (350 тыс. чел.. из них 200 тыс. в черной и 150 тыс. в цветной). Это соответствует мировым тенденциям - за последние 20 лет количество занятых в металлургии развитых стран сократилось на 75%. Учитывая градообразующий характер большинства предприятий металлургической промышленности, проблема трудоустройства работников становится чрезвычайно острой и трудноразрешимой. В решении этой проблемы необходимо активное участие государства. Прогрессивные сдвиги в производственно-технологической структуре производства металлопродукции предполагают сдвиги в организационной сфере - дальнейшие институциональные преобразования.

Основное направление - создание мощных вертикально-интегрированных и диверсифицированных структур, способных успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках металлопродукции. Целесообразна организация ограниченного количества интегрированных промышленно-финансовых компаний, управляющих деятельностью собственных и сопряженных предприятий и организаций на основе владения значительными долями пакета акций, договоров коммерческого партнерства и кредитных договоров. В настоящее время в большинстве подотраслей металлургии интегрированные компании уже занимают доминирующее положение, наиболее характерно это проявилось в отношении алюминия и стали. Все показанные на слайде компании - Русский Алюминий, СУАЛ, Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты, Северсталь, Евроазхолдинг -ведут активную политику по интеграции предприятий от добычи руды и угля до производства металлопроката и конечных металлоизделий, и даже до потребляющих металл машиностроительных предприятий. Основной мерой в области институциональных преобразований является совершенствование нормативно-правового регулирования создания и функционирования холдинговых компаний и других видов интегрированных структур.

При этом должны сохраниться и узкоспециализированные предприятия, в частности, выпускающие высокотехнологичную продукцию для спеццелей. Следует расширять практику создания мини-производств на базе модульных технологий для удовлетворения регионального спроса на металлопродукцию, а также специальных "Сервис-центров", обеспечивающих поставку потребителям мелких партий продукции с высоким уровнем финишной обработки.

7. Перечень мер по развитию металлургической промышленности до 2010 года.

Реализация основных направлений развития металлургической промышленности России и повышение конкурентоспособности ее продукции до 2010 года напрямую зависит от эффективности государственных мер, касающихся деятельности предприятий отрасли.

1. В целях поддержки экспорта металлопродукции и защиты российских производителей на внешних рынках необходимо:
· установление экспортных пошлины на металлопродукцию с учетом изменения конъюнктуры внешних рынков, в частности, отмена экспортной пошлины на черные металлы и дифференциация экспортных пошлин на цветные металлы в соответствии с котировками на Лондонской бирже металлов;
· до присоединения России к ВТО - активизация проведения переговоров по вопросам обеспечения недискриминационных условий доступа российской металлопродукции на внешние рынки (в первую очередь, на рынки США, ЕС и Китая), в частности, по вопросу закрепления за Россией безусловного статуса страны с рыночной экономикой при проведении антидемпинговых, компенсационных и защитных расследований в отношении экспорта российской металлопродукции.

2. В целях защиты отечественных производителей металлопродукции на внутреннем рынке необходимо:
· расширение практики применения тарифных и нетарифных мер в рамках антидемпинговых, компенсационных и защитных расследований для сокращения объемов необоснованного импорта металлопродукции и повышение оперативности применения этих мер в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры;
· при присоединении России к ВТО - соблюдение интересов отечественных производителей металлопродукции, в частности, обеспечение защиты наиболее чувствительных видов металлопродукции путем повышения уровней связывания (плавиковый шпат, стальные трубы большого диаметра), а также увеличения длительности имплементационного периода до 5-7 лет (прокат из нержавеющей стали, стальные трубы, рельсы и крепежная продукция);
· обеспечение равного доступа отечественных производителей к получению заказов на поставку металлопродукции при формировании программ модернизации железнодорожного транспорта, электроэнергетики и газовой отрасли, а также при реализации проектов с участием государства в других отраслях экономики, в частности, путем проведения открытых тендеров на закупку металлопродукции;
· завершение формирования нормативно-правовой базы по обеспечению предусмотренной законом доли участия российских предприятий в подрядных работах при реализации этих проектов, в частности, осуществление контроля за обоснованностью включения в конкурсную проектную документацию на строительство объектов по СРП иностранных норм и стандартов на прокат, трубы и другие виды металлопродукции.

3. Для обеспечения перехода металлургической промышленности на инновационный путь развития необходимо:
· концентрация бюджетного финансирования на важнейших инновационных проектах государственного значения для реализации критических технологий федерального уровня "Технологически совмещаемые модули для металлургических производств" и "Металлы и сплавы со специальными свойствами" в рамках приоритетных направлений "Производственные технологии" и "Новые материалы и химические технологии" с целью форсированного повышения конкурентоспособности российской металлургии;
· создание Федерального центра науки и высоких технологий в области металлургии на базе ведущих государственных научных центров в области металлургии и металлургического машиностроения с привлечением академических и образовательных институтов, на который будут возложены, в том числе, функции по государственным аудиту и сертификации существующих горных и металлургических техники и технологий, проведению государственной экспертизы научно-технических и инвестиционных проектов, а также целесообразности закупки импортного оборудования;
· отмена пошлины на импортируемое технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в России;
· стимулирование внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий, в частности, путем разработки и утверждения в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" # 7-ФЗ от 10 января 2002 года (ст. 23) прогрессивных технологических нормативов выбросов и сбросов веществ в окружающую среду для металлургических предприятий на основе показателей наилучших металлургических технологий;
· реализация мер по стимулированию сокращения неэффективных производственных мощностей по производству мартеновской стали, в том числе путем предоставления налоговых и иных льгот, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды" # 7-ФЗ от 10 января 2002 года (ст. 14) при внедрении наилучших технологий (кислородно-конвертерной и электропечной), обеспечивающих существенное улучшение экологической ситуации;
· совершенствование технического регулирования в металлургии путем разработки отраслевых технических регламентов, учитывающих особенности производства конкретных видов металлопродукции и максимально гармонизированных с международными стандартами и требованиями

4. В целях поддержки развития рудно-сырьевой базы металлургии необходимо:
· совершенствование законодательных актов по недропользованию в части установления дифференцированных ставок налогообложения на добычу полезных ископаемых в зависимости от качества полезного ископаемого, горно-геологических и экономико-географических условий разработки; стимулирования предприятий, направляющих средства на финансирование разведки и освоение новых участков месторождений для поддержания мощностей по добыче руд;
· оптимизация налогового законодательства в части исключения из налогооблагаемой базы налога на имущество специфических неликвидных для горно-обогатительных предприятий объектов (отвалов, хвостохранилищ, горных выработок, природоохранных объектов и др.).

5. В целях оптимизации цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей-монополистов и обеспечения роста производства на предприятиях металлургической промышленности необходимо:
· установление пределов роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на среднесрочную перспективу (3-4 года) на основе единой методики с целью расширения периодов планирования хозяйственной деятельности металлургическими предприятиями - крупными потребителями продукции и услуг монополий;
· дифференциация тарифов естественных монополий для подотраслей металлургической промышленности со значительной долей услуг монополистов в себестоимости продукции на основании расчетов по ожидаемой конкурентоспособности их продукции, в частности установление экономически обоснованных железнодорожных тарифов на доставку металлопродукции на Дальний Восток

6. В целях совершенствования организации сбора и переработки лома и отходов черных и цветных металлов необходимо:
· широкое использование инструментов лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, в частности, разработка новых положений о лицензировании этих видов деятельности, предусматривающих ужесточение технических и иных требований к лицензиатам в целях обеспечения более полного вовлечения в оборот лома и отходов металлов и упорядочения рынка лома;
· усиление ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения путем принятия Федеральных законов "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
· организация постоянного контроля за соблюдением правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения и положений о лицензировании деятельности по заготовке и переработке лома цветных и черных металлов;
· введение государственного федерального статистического наблюдения за объемами заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

В области социальной политики необходима реализация мер государственной и региональной поддержки по трудоустройству высвобождаемых работников, включая создание новых рабочих мест, организацию переподготовки, а также обеспечение досрочного выхода на пенсию с установлением повышенных ее размеров до достижения пенсионного возраста и др.

8. Сценарии развития металлургии до 2010 года.

В общем виде, перспективы развития и модернизации металлургической промышленности в значительной мере зависят от возможности формирования у металлургических компаний собственных финансовых источников и привлечения заемных средств, что, в свою очередь, связано с совершенствованием законодательства в области инвестиционной, тарифной, инновационной и бюджетной политики, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, ценообразования и ряда других сфер.

В настоящее время значительная часть металлургических предприятий подошла к порогу рентабельности. Если не предпринимать мер по развитию отрасли металлургическую промышленность ожидает негативный сценарий развития. Он предполагает стагнацию в цветной металлургии и спад производства на 15-20% к 2005 году в черной металлургии. Эффективная реализация перечисленных мер по устранению ограничений и стимулированию развития металлургии должна привести к существенному улучшению качественных показателей работы отрасли и увеличению объемов производства к 2010 году на 20-30% в зависимости от сценариев развития российской и мировой экономики. С учетом динамики спроса на металлопродукцию производство готового проката черных металлов в 2010 году должно быть увеличено по сравнению с 2001 годом на 18-20% до 54-56 млн. т, выпуск алюминия и никеля - на 7-9%, меди - на 10-14% (в зависимости от различных сценариев развития).

Источник:
  все новости по тематикам архив новостей  


 

  Промышленные "монстры"
PDVSA
Добыча нефти в Венесуэле восходит своими корнями к концу XIX века, когда были открыты первые...
Repsol YPF
Сочетание четырех приоритетов в стратегической линии, проводимой компанией Repsol YPF, позволило...
Total
Для укрепления национальных позиций на международном нефтехимическом рынке указом президента...


  Аналитика рынков
«Газпром» изучает строительство установки по...
Сегодня, представители ОАО «Газпрома» посетили Оренбургский гелиевый...
Работоспособность растёт, а зарплаты падают
Рабочие показывают всё более высокую производительность, а зарплаты их,...
Выплавка стали на ДЭМЗ приблизилась к 600 тыс....
Донецкий электрометаллургический завод, специализирующийся на выпуск стали...
Экономическая ситуация в России в 2011 году не...
По мнению независимых экспертов, экономическая ситуация в России в 2011...
Существенный рост китайского экспорта
Китайский экспорт и импорт существенно увеличились только за прошедший...
ВВП России в марте подрос на 4,2%
Валовой внутренней  продукт  России в марте текущего года...
Замедление роста спроса на импортные товары...
Институт проблем естественных монополий представил отчет о ситуации в...

   


 
Информация
Сервисы
Off-лайн
Prompages.ru – проект информационно-издательского холдинга M&T Consulting ltd.
     
© 2003-2022 Prompages.ru, Inc
 
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № ФС77-39591 от 22.04.2010 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)