Переработка отходов производства является насущной проблемой, стоящей на пути сбалансированного развития мирового сообщества. О важности этой проблемы свидетельствуют не только огромные запасы всевозможных промышленных отходов, но и принятые в подавляющем большинстве государств мира законодательные и подзаконные акты, направленные на регламентацию и всемерную поддержку деятельности, связанной с утилизацией и повторным использованием отходов. Большинство таких документов, отражая понимание грозящей экологической катастрофы и отсутствие на настоящий момент кардинальных мер по ликвидации или хотя бы по уменьшению запасов невозвратных отходов, предполагает возложение ответственности за утилизацию материалов и продуктов на предприятия изготовителей. В этой связи, проектирование материалов не только с позиции эксплуатационной привлекательности, но и с учетом экономически, экологически целесообразной утилизации становится технологической проблемой первостепенной важности. К настоящему времени сложилась твердая убежденность в том, что наилучшим способом решения проблемы отходов является "рециклинг", под которым в нашей трактовке предлагается понимать цепочку технологических приемов, направленных на восстановление первичных эксплуатационных свойств материалов, получивших статус отходов. В названной цепочке технологических приемов ключевыми выступают технологии измельчения. Характерно, что существует хорошо заметная связь между уровнем экономического развития государства и требованиями к качеству измельчения материалов, предполагаемых к повторному применению. Так, европейские технологии предполагают применение тонких, сверхтонких и ультратонких порошков. Следует заметить, что исключительно измельчение в пределах от 100 до 2 мкм с "консервацией" исходных физико-химических свойств материала способно вывести рециклинг на отметку 100 %-ной результативности. В течение 2-х лет АО "НТИ ТТР" по заказу итальянского партнера, компании "Ecorubber" s.r.l. вел разработку технологии и оборудования для тонкого и сверхтонкого (дисперсностью: -200, -100, мкм) измельчения резин на основе натурального и синтетических каучуков, фторэластомеров, силиконовых резин и т.п., (наибольший акцент делался в сторону фторэластомеров). Тонкое измельчение подобных материалов итальянская сторона рассматривала в качестве ключевой проблемы в технологии рециклинга. Исходным сырьем являются изношенные и бракованные шины с внешним диаметром до 1400мм, с металлическим и текстильным кордом, а также технологические отходы производства шин и резино- технических изделий. Проблема утилизации амортизированных автошин остается до настоящего времени достаточно острой для всех стран. В Европе ежегодно образуется около 2 млн. тонн амортизированных шин, а объем их переработки методом измельчения не превышает 10 %. Вместе с тем амортизированная шина представляет собой ценное вторичное сырье, содержащее 65-70 % резины, 15-25 % высококачественного металла, 10-15 % текстильного корда. Экономически эффективная переработка автошин позволяет не только решить экологические проблемы, но и обеспечить высокую рентабельность перерабатывающих производств. Емкость рынка нашей продукции в настоящее время можно считать практически не ограниченной в силу следующих очевидных обстоятельств: практически вся продукция резинотехнической отрасли (а также отходы ее производства) со временем требует переработки или утилизации; в основном существующие технологии переработки и утилизации базируются на измельчении; эффективность рециклинга напрямую зависит от качества измельчения исходного сырья; продукция АО "НТИ ТТР" по дисперсности помола, однородности выходной фракции и цене отвечает самым взыскательным требованиям. Основные сферы применения тонкодисперсных резиновых порошков: 1. Изготовление РТИ - полученный в результате переработки автошин резиновый порошок практически без потери качества используется при изготовлении широкого спектра резинотехнических изделий: подкладок, прокладок, шлангов, вело и автокамер, уплотнительных колец, резиновых сочленений, профилей, молдингов и т.д. При этом замена натуральных и синтетических каучуков резиновой крошкой позволяет экономить до 400-500 $ на тонну продукции. 2. Шинная промышленность - порошковая резина с размером частиц от 30 до 450 мкм вводится в количестве 5-20 % в резиновые смеси при изготовлении новых автошин для грузовой и тракторной техники. При этом эксплуатационные свойства шин практически не отличаются от изделий, изготовленных из свежих каучуков. Экономической основой для использования порошков из автошин в качестве заменителей свежих каучуков является их низкая рыночная цена, так как самые дешевые синтетические каучуки предлагаются по цене не ниже 550-600 $, а высококачественные и натуральные каучуки стоят от 800-1500 $ за 1 тонну. 3. Изготовление высокоактивных, восстанавливаемых сорбентов для ряда технически важных жидкостей и газов, в частности нефтепродуктов. 4. Антикоррозийные пасты - эффективным является использование резинового порошка при изготовлении различного рода паст, которыми обрабатываются автомобили и другие металлические изделия для защиты от коррозии. 5. Гидроизоляция пластов земли - порошковая резина с размером частиц до 100-200мкм, получаемые из резины или смесей резины с другими полимерами, могут применятся для гидроизоляции пластов земли при добыче нефти, что приводит к снижению потерь нефти. Поршковые резины можно также использовать при водоочистке в городском хозяйстве.
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № ФС77-39591 от 22.04.2010 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)