ВНИМАНИЕ !!! ВЫ НАХОДИТЕСЬ В СТАРОЙ ВЕРСИИ САЙТА. ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ ВЕРСИЮ, ПРОЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ: PROMPAGES.RU
  Деревообработка и лесозаготовка   Приборостроение и радиоэлектроника   Пищевая промышленность
  Строительство и стройматериалы   Нефтегазовая промышленность   Легкая промышленность
  Машиностроение и металлургия   Упаковка и маркировка   Транспорт и логистика
  Энергетика и электротехника   Химия и пластмассы   Промышленные выставки
  OBOsearch поиск оборудования     ГОСТы. Законы. Технологии. СНИПы     Тендеры и закупки  
 |  П.Н.А.  | Компании | НаноТех new! | Оборудование | Бартер | Наши издания | Выставки | Объявления | Специальности | Вакансии | Инфраструктура | Черный список |

НаноТех - новый раздел
ГОСТы - скачивайте бесплатно
 
Промышленность в лицах   Промышленность в лицах
Кнастер, Александр
Имеет степень доктора экономики Российской академии наук, степень МВА Гарвардской школы экономики...
Гордон Эрл Мур
Гордон Эрл Мур родился 3 января 1929 — почётный председатель совета директоров и основатель...
Фредриксен, Джон
Джон Фредриксен родился в рабочем пригороде Осло в 1944 году в семье сварщика. Он, конечно, и...


Опрос
Считаете ли Вы, что необходимо национа-лизировать промышленные предприятия?
Да, это наше будущее
Нет, это возврат к коммунистической системе
Это временная мера, вызваннная экономической ситуацией
все опросы   результаты опроса  


Промышленные компании
Нефтегазовые компании
Металлургические компании
Электротехнические компании
Транспортные компании
Химические предприятия
Текстильные компании
Строительные компании
Пищевые предприятия
Деревообрабатывающие предприятия
КИП и автоматика


Реклама на Prompages.ru

НА ЗАДВОРКАХ СВАРОЧНОГО МИРА

архив   по тематике    все новости 
НА ЗАДВОРКАХ СВАРОЧНОГО МИРА

Россия надолго попала в зависимость от иностранных сварочных технологий
"По масштабам использования передовых методов сварки страна занимает первое место в Европе", - без малейшей натяжки утверждал 30 лет назад ректор МВТУ Г.А.Николаев. Мысль может быть усилена, если вспомнить огромный вклад, вложенный российскими учеными в осмысление и создание стройной теории
дугового разряда, в разработку на ее основе весьма сложного технологического процесса, которым пользуется весь мир и который можно назвать "русским". Сегодня академик Николаев ужаснулся бы тому, как беспечно страна лишилась приоритета, с какой легкостью откатились российские специалисты на задворки мировой сварочной технологии.
Сварка всегда оставалась самым трудоемким процессом, определяющим темп строительства магистральных
нефтегазопроводов. Научные исследования в области сварки труб, шедшие во ВНИИСТе, многих других НИИ, в лабораториях учебных заведений еще с 1950-х годов охватывали сполна все приоритетные идеи, существующие в мире. В самом деле, началось использование механизированной сварки под флюсом - технологии, разработанной в ИЭС им. Е.О.Патона. Она позволила механизировать поворотную сварку труб в плети. К 1960 году ВНИИСТом совместно с ИЭС им. Е.О.Патона была достаточно полно
разработана технология сварки первого слоя поворотных стыков и неповоротных стыков в среде СО2. Была продумана и хорошо исследована основа для создания установки автоматической
сварки в среде защитных газов тонкой проволокой с колебательным движением.
Мы придумывали...
Только в 1972 году появились данные о применении в США автоматов для сварки самозащитной порошковой проволокой неповоротных стыков магистральных трубопроводов. Они были сконструированы фирмой "Биг Три" с применением проволоки "Линкольн Электрик", а между тем еще в 1961 году под руководством академика АН УССР И.К.Походни была разработана технология сварки труб самозащитной порошковой проволокой ПВС-1, созданной во ВНИИСТе.
И хотя на трассах господствовала ручная сварка, в те годы были предприняты первые конкретные шаги по автоматизации сварки неповоротных стыков. Пошли по двум направлениям. Установка "Стык" была разработана для автоматической сварки порошковой проволокой с принудительным формированием шва. Параллельно ИЭС представил в Правительство проект создания установки для контактной сварки труб большого диаметра. Словом, тридцать лет назад казалось, что отрасль вполне на уровне самых развитых
стран, ведущих строительство магистралей. Особо не спешили,рассуждали так: главное, есть приоритет в научных проработках, а стало быть, появится и работоспособное оборудование.
...Они делали
И вот, как снег на голову, США объявили о создании комплекса для автоматической сварки неповоротных стыков в среде углекислого газа. Речь шла не о научных изысканиях, а о "живых" работающих машинах. Техасская фирма, их производящая (ныне CRC-Evans), предложила нам аренду оборудования. Два
комплекса ценою $6 млн были взяты в аренду Миннефтегазстроем в 1975 году. Как это водится, американское оборудование ехидно покритиковали: два вида проволоки, сложная машина, электроника
- на трассе-то, в грязи! А главное, комплекс требовал очень четкой организации работы. Никому тогда не могло прийти в голову, что он похоронит со временем все наши удачные научные изыски и отодвинет страну подальше от всякой конкуренции на мировом рынке сварочной техники.
Муху - в слона
Сегодня на этом печальном опыте мы лишний раз можем убедиться в ущербности планового хозяйства, в его жуткой бюрократизации.
Удивительно нерационально, подчас самым допотопным образом создавались машины, а потому непреодолимым препятствием вдруг становились обыкновенные технические проблемы. Конструктор не
имел возможности заложить в машину прекрасные механизмы, которые изготовлялись оборонной промышленностью. Миниатюрный редуктор или двигатель необходимо было согласовать с головным
институтом, но сделать это удавалось крайне трудно. Разговоры о конверсии пошли только с 1986 года, но в каком-то уродливом аспекте. Предлагалось военным заводам изготавливать кастрюли, когда важно было выпускать для широкого потребителя как раз свои же двигатели, редукторы, насосы. Короче говоря, изделиями мирового уровня, которыми могла гордиться страна, не могли воспользоваться почти 85% предприятий. И не могут до сих пор.
Больше того, о них даже и сегодня мало кто знает. А за всем тем, конструктор закладывал в машину разрешенные механизмы, но машина становилась слоноподобной. Один пример. Когда возникла необходимость подварки труб изнутри, появилась проблема хоть какой-то вентиляции, ибо
внутри трубы с температурой до 800С сварщик дышал вредными газами. Однажды удалось достать 6 двигателей ГСК-1500, снятых с истребителей и, разумеется, запрещенных для широкого
использования. Двигатель умещался на ладони, работал от сети 24 В, давал 15 000 оборотов. Мощности его хватало для вращения крыльчатки. Двигатель приятно было подержать в руках, он блестел, он был надежен. Но удивительно другое: двигателей с подобными характеристиками в номенклатуре изготовляемых открыто вообще не существовало. Его установили на центраторе, но побаивались, как бы дотошный блюститель закона не пронюхал и не донес.
Слона - в муху
Приоритет не помог довести "Стык" до уровня мобильной товарной конструкции. И само оборудование оказалось, мягко говоря, нетехнологичным, не удалось и получить от металлургов качественную порошковую проволоку. Ну а как же с контактной сваркой, со вторым направлением автоматизации неповоротной сварки?
Ничего проще контактной сварки, кажется, быть не может. Две трубы на зажимах соприкасаются торцами, пропускается ток вторичной обмотки трансформатора. Теплота, возникающая от сопротивления металла при пропускании тока, разогревает концы труб. Остается только слегка сблизить концы труб и - все!
Контактная стыковая сварка позволяет соединить практически все известные металлы и сплавы. Простота принципа отнюдь не означала простоты воплощения. Долгое время никто не помышлял о таком методе сварки труб большого диаметра. Даже в то время, когда всеми уважаемый академик Б.Е.Патон написал записку на имя премьера А.Н.Косыгина, специалисты по большей части скептически отнеслись к возможности таким манером сваривать магистральные трубопроводы. Во-первых, существовали слишком большие допуски на диаметр и овальность трубы. Во-вторых, требовался источник питания немыслимой мощности. Наконец, машина виделась громоздкой, почему-то непременно наружной. И скорее всего, от "сумасшедшей" идеи отказались бы - шутка ли тащиться с таким монстром по болотам. К счастью проект вышел на самый высокий уровень, под его реализацию Патон не побоялся истребовать не только нужного финансирования, но и строительства необходимых цехов при своем институте.
На базе ИЭС, где существовали порядок и особая творческая атмосфера, в сравнительно короткое время был создан комплекс контактной стыковой сварки, удививший неплохой конструкторской проработкой и, как результат, достаточно высоким уровнем изготовления. Комплекс заработал практически сразу, без привычных томительных доработок. Уже в 1975 году первый опытный образец внутритрубной машины появился на трассе газопровода "Братство". Огромного монстра никто не увидел.
Сварочное оборудование удалось спрятать внутри трубы. Внутритрубная машина - ее индекс К700 - невидимо двигалась, прокладывая путь по только приваренной трубе. Вместе с тем поражала ее мощность. Так, усилия фиксации труб составляли на зажимах 1 200 тонн, плотность тока на контактирующих участках
башмаков достигала 150 000 ампер. Не без труда была сначала подобрана из существующих за рубежом, а затем изготовлена Курским заводом электроагрегатов специальная электростанция мощностью 1 000 кВт. Методики неразрушающего контроля подобных стыков не существовало, и разработчики пошли по пути прогноза качества сварного соединения. Суть его в том, что следили за отклонениями от заранее запрограммированных параметров сварки. Отклонения записывались, записи и становились документом,
гарантирующим качество стыка. При резком отклонении параметров сварки стыки попросту вырезались.
И все же основным, фундаментальным решением стал кольцевой сварочный трансформатор. Секционный магнитопровод, на который навита как первичная, так и вторичная обмотки, удалось разместить между башмаками. Именно удачная конструкция трансформатора позволила упрятать всю машину внутрь трубы.
Сварку производили с заводской разделкой труб. Что касается больших допусков на трубы, то спасла ситуация - шла импортная труба. Немецкие, итальянские и японские трубы имели хорошую
геометрию, небольшой разброс по диаметрам. Напичканная механизмами внутренняя машина осуществляла почти все основные функции комплекса. В сварочной головке помимо трансформатора удивительным образом уместились узел зажима концов труб с возможностью сдвига при центровке и узел перемещения привариваемой трубы при осадке. Все силовые механизмы, разумеется, имели гидроприводы, которые сочленялись с рычажными системами. Слабыми местами конструкции стали механизмы для снятия грата. Усиление шва не должно превышать 3 мм, лишний металл необходимо было снять. Предусматривалось
внутренний грат снимать в горячем состоянии выдвижными ножами, а для снятия наружного грата была разработана специальная установка.
А воз и ныне там
После пробной эксплуатации комплекса с новым прозвищем "Север", в основном на трубе диаметром 1 420 мм, чертежи были переданы Псковскому заводу тяжелого электросварочного оборудования, который запустил серийное производство комплекса, выпуская в год в среднем 10 установок. Комплексы успешно эксплуатировались на трассах до начала перестройки и встали, когда резко прекратилось строительство крупных магистралей. О "Севере" вспоминали редко, занимаясь поиском хоть какой-нибудь работы. Три года назад специалисты "Стройтрансгаза" вышли с инициативой реанимировать и производство "Севера", и его эксплуатацию. Однако заказчик и финансист - "Газпром" - выдвинул несколько требований по модернизации "Севера". Выдвинул не по причине плохого характера, а по необходимости вписаться в рамки требований международных стандартов.
Первым и основным условием для запуска в эксплуатацию "Севера" поставлена необходимость разработки современных способов неразрушающего контроля. В одной связке с этой задачей ставится и условие более надежного, качественного и также контролируемого снятия грата. Ультразвуковой контроль невозможен без хорошо обработанного шва, всевозможные неровности усиления станут препятствием для монтажа
термоизоляционных муфт, а малейший грат изнутри помешает в будущем прохождению диагностических аппаратов. Программа доработки комплекса существует, но исполнение ее затянулось, финансирование идет медленно, поэтапно. Сейчас финансируется доработка механизмов для снятия внутреннего
грата. Об установке снятия наружного грата пока не может быть и речи. Все это выглядит по меньшей мере смешно. Эта технология осталась единственной, из которой можно выжать не пустой престиж, а независимость от зарубежного диктата, и хоть как-то сократить немыслимые затраты за пользование ужими идеями. Смешно, потому как аренда оборудования фирмы CRC-Evans для сварки всего 50 км трубы диаметром 1 420 мм стоит $1,5 млн. Такой суммы вполне хватило бы для того, чтобы в кратчайший срок не только модернизировать "Север", а, как говорится, "вылизать" его, довести до товарного блеска.
Видимо фирма, которая наподобие CRC-Evans взялась бы изготавливать "Север", продавать комплекс или сдавать его в аренду, существовала бы вполне благополучно, хотя ни одну из западных фирм не заинтересует "Север", пока не решен вопрос с контролем. Несмотря на то, что миллион стыков, сваренных "Севером", благополучно "работают". Европейские стандарты не допускают такой вольности при эксплуатации трубопровода. Так или иначе, а валяющаяся на базах бывших управлений одна из
лучших разработок отечественных ученых - факт вопиющий.
Впрочем, на высокопарного радетеля государственных интересов скорее всего шикнут: есть же оборудование, прекрасно работает, к нему привыкли и все довольны! Умники имеют в виду, конечно
же, оборудование CRC-Evans.
Американское - наш стандарт
Оборудование фирмы CRC-Evans действительно работает практически безотказно. Кстати, при создании оборудования фирма использовала технологии и материалы, разработанные институтами Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства - НАСА. Оказалось вовсе не зазорным привлечь исполнителей такого уровня. Комплекс CRC-Evans предназначен для двусторонней сварки неповоротных стыков тонкой электродной проволокой в среде защитных газов. Совмещением сварки корневого слоя с первым наружным слоем - горячим проходом, обеспечивается высокий темп работы. Комплекс состоит из станка для обработки торцов труб, установки внутренней сварки, автоматов для наружной сварки, источников питания. В результате обработки торцов труб уменьшается площадь поперечного сечения разделки и, соответственно, объем наплавленного металла почти на 30%. Время сварки внутреннего слоя на трубе 1 420 мм всего 2 минуты. Сварка каждого заполняющего и облицовочного слоев выполняется парой сварщиков. На каждые 3,2 мм толщины трубы приходится один наружный слой. При 22 сварщиках-операторах в одной колонне на трубе 1 420 мм производительность достигает 80 стыков за 10 часов работы. Если используются трубы длиной 18 метров, то получается 1,5 километра за смену. Комплекс CRC-Evans почти полностью исключает человеческий фактор. То есть уже не требуется высокая квалификация рабочего, роль которого ограничивается регулировкой положения сварочной проволоки поперек стыка и вылета электрода. Ну а главное преимущество комплекса, наверное, в том, что основная операция - сварка корневого слоя возложена на автомат. На территории Российской Федерации газоэлектрическая сварка фирмы CRC-Evans включена в Свод Правил сооружения магистральных трубопроводов.
Итальянское - рекомендуется
О неудаче с освоением комплекса "Стык" напомнили сегодня итальянские специалисты. Недавно для сварки газопровода Россия-Турция приобретено оборудование, разработанное итальянской фирмой Pipe Welding Technology для односторонней сварки в защитных газах. Оборудование разработано под
использование как сплошной, так и порошковой проволоки. Сама технология или сам процесс называется "Компьютеризированная Сварочная Система" и обозначается CWS. В отличие от технологии
CRC-Evans все слои, включая корневой и горячий проход, свариваются снаружи. Вместо внутренней машины - центратор с выдвижными медными подкладками. Каждый проход сваривается двумя сварочными головками на тележках, которые перемещаются по направляющему поясу. Таким вот образом реализовали итальянцы нашу идею варить стык на медном подкладном кольце. Посредством электронного блока управления через микропроцессор впервые появилась возможность автоматически регулировать в зависимости от пространственного положения (стык условно разбивается на 15-градусные сектора) скорость сварки, скорость подачи электродной проволоки, напряжение на дуге.Регулирование режимов сварки происходит дискретно, по определенному алгоритму, приизменении пространственного положения сварочной головки. Надо заметить, что несмотря на максимальную автоматизацию процесса, опыт оператора имеет огромное значение, ибо всегда имеются нестандартные ситуации, будь то смещение или возникший зазор. Для оперативной отработки возмущений, наиболее часто встречающихся при сварке неповоротных стыков труб, возможна корректировка некоторых программируемых сварочных параметров с помощью находящегося в руках оператора дистанционного пульта управления. Управление не механическое, как на комплексе СRС, а электрическое через пульт. Могут регулироваться напряжение на дуге в пределах * 0,8 В с шагом 0,2 В, амплитуда колебаний в пределах * 2 мм с шагом 0,5 мм, вылет электрода в пределах * 5 мм с шагом 0,5 мм. Оператор легко привыкает к управлению. Например, одно нажатие кнопки увеличивает или уменьшает вылет электрода на полмиллиметра. Точно также он регулирует и амплитуду колебаний. Для сварки всего сечения в установке используется сплошная электродная проволока типа ER706-6 по AWS А5.18 диаметром 1
мм. Блок энергообеспечения выполнен на базе колесного или гусеничного трактора и представляет собой двухпостовой сварочный дизель-генератор. Сварочные посты снабжены гидрофицированными грузоподъемными стрелами для установки на свариваемый стык сварочных головок и защитных палаток. Товарных стыков пока не варили, а провели лишь аттестационные испытания. Они дали положительные результаты, и АО ВНИИСТ, являясь экспертным центром системы лицензирования Гостехнадзора РФ, выдал заключение с рекомендацией к применению CWS на строительстве газонефтепроводов из трубных сталей класса К60. Опыт итальянской фирмы по сварке на медном подкладном кольце можно назвать богатым. Почти 2 500 км высокопрочных сталей до класса Х70. Средняя производительность на диаметре 1 220 мм - 8 стыков в час. С учетом требований по выполнению сварочно-монтажных работ, изложенных в СП 105-34-96, ожидаемая производительность при сварке труб диаметром 1 420 мм может составить 4 стыка в час. Если представить дальнейшее развитие автоматическогооборудования для сварки неповоротных стыков, то, скорее всего,
оно пойдет по пути односторонней сварки, главным образом порошковой проволокой, применение которой в сравнении с проволокой сплошного сечения сулит и большую производительность (почти на 20%) и более низкую (на 5-6%) дефектность.
И "ручную" сдали
Понятно, что всегда остается необходимость ручной сварки. И не только на переходах, разрывах, а просто при сварке небольших магистралей. И в этой ситуации наши строители уже пользуются только зарубежными разработками. В частности, разработанной компанией "Линкольн Электрик" полуавтоматической сваркой самозащитной порошковой проволокой. Торговая марка проволоки - "Иннершилд". Проволока имеет достаточно жесткую оболочку и нет опасения, что оболочка сплющится, проходя механизм подачи. Флюс в трубчатой оболочке заполняет пространство без пропусков. В его состав, кроме металлического порошка газообразующих элементов, входят еще раскислители. Сварочная ванна гарантированно защищена даже при сильном (до 50км/час) ветре. Производительность сварки проволокой по сравнению с электродами выше на 40%, качество также выше (процент брака - 1,5%.). В качестве источника питания для полуавтоматической сварки применяют либо сварочный выпрямитель, либо инверторный источник. Комплект сварщика - кассета с проволокой, горелка, трехметровый кабель - легко переносится рабочим в одной руке. К новой технологии сварки неповоротных стыков быстро привыкли, и уже как-то трудно представить себе сварку капризным электродом.
А дома - разгром
Словом, как-то незаметно отечественные трассы газонефтепроводов заполонила сплошь импортная техника. Может быть только часть земляных работ еще выполняют отечественные экскаваторы, что же касается сварки, то используется оборудование либо взятое в аренду, либо закупленное у зарубежных фирм. Наши специалисты, регулярно выезжающие на выставки, форумы и симпозиумы, предстают, мягко говоря, соглядатаями чужих успехов. Перспектив приблизиться, а тем более догнать даже не очень крупные фирмы, - практически никаких. Разгромлены КБ, опустели НИИ, которые в лучшем случае способны сегодня оперативно оформить права на использование этого самого импортного оборудования внутри страны. Пользуясь в основном кредитами на строительство трубопроводов, наши организации попадают под жесткий диктат запада, как в отношении использования определенного оборудования, так и правил, по которым следует строить, испытывать, сдавать объект. Зависимость от запада, как удавка, затягивается все больше и больше. А главная беда все же в том, что к чужой сварке быстро привыкли. И первыми привыкли те, кто десятилетиями уничтожал творческую мысль, кто создал уродливые производственные структуры и отношения внутри них. Они снова руководят, но теперь уже закупками новой, то есть чужой техники.

Источник:
  все новости по тематикам архив новостей  


 

  Промышленные "монстры"
PDVSA
Добыча нефти в Венесуэле восходит своими корнями к концу XIX века, когда были открыты первые...
Repsol YPF
Сочетание четырех приоритетов в стратегической линии, проводимой компанией Repsol YPF, позволило...
Total
Для укрепления национальных позиций на международном нефтехимическом рынке указом президента...


  Аналитика рынков
НЛМК в 2011-2012 гг. инвестирует 100 миллионов...
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» в 2011-2012 годах планирует...
Спад британского производства
Британское обрабатывающее производство, которое в ноябре получило новые...
Рост экспорта малого производства...
Экспорт малого производства начал стабилизироваться после семи кварталов...
«Газпром» изучает строительство установки по...
Сегодня, представители ОАО «Газпрома» посетили Оренбургский гелиевый...
Рабочие вносят в пенсионный фонд больше, чем...
В 2009 году, впервые за 7 лет, служащие заплатили больше денег в программы...
Слишком рано говорить об окончании кризиса
Как показало глобальное исследование текущей экономической ситуации в...
Выплавка стали на ДЭМЗ приблизилась к 600 тыс....
Донецкий электрометаллургический завод, специализирующийся на выпуск стали...

   


 
Информация
Сервисы
Off-лайн
Prompages.ru – проект информационно-издательского холдинга M&T Consulting ltd.
     
© 2003-2022 Prompages.ru, Inc
 
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № ФС77-39591 от 22.04.2010 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)